Слайд 1Технология успешного обучения
Педагогика сотрудничества
Технология успешного обучения
Педагогика сотрудничества
Слайд 2Учителя обычно гордятся сильными своими учениками, мы же гордимся слабыми,
которые стали сильными.
Манифест
≪Педагогика
сотрудничества≫
Слайд 3Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х
годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.
Идеи
педагогики сотрудничества были осмыслены и выражены группой педагогов-журналистов и педагогов-новаторов, в первую очередь Соловейчиком Симоном Львовичем (1930 – 1996) и Матвеевым Владимиром Михайловичем (1932 – 1989), а также И.П. Ивановым, В.Ф. Шаталовым, И.П. Волковым, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковским,С.Н. Лысенковой, Б.П. и Л.А. Никитиными и др.
Слайд 4Сотрудничество – это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при
котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности
отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.
Целевые ориентации
Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
Гуманно-личностный подход к ребенку.
Единство обучения и воспитания.
Слайд 5Концепция педагогики сотрудничества
Педагогика сотрудничества - это совместная развивающая деятельность
взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг
друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Концепция технологии, называемой ≪педагогика сотрудничества≫, в первоначальном варианте была опубликована в виде манифестов – групп тезисов-идей в ≪Учительской газете≫.
Слайд 6Отношения с учениками. В условиях среднего всеобуча отношения учителя с
учениками являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса: это должны
быть отношения сотрудничества, создающие у детей положительные эмоции удовлетворения и успеха в школьном учении, общении, труде.
Слайд 7Учение без принуждения. Педагогика сотрудничества предполагает исключение авторитарных методов, принуждающих
к учению, как негуманных и не дающих результатов в современной
школе. Вместо них широко применяются методы положительного стимулирования, требовательность, основанная на доверии, активности, сознательности, влияние на ученика через коллектив товарищей.
Слайд 8Идея трудной цели. Сотрудничество учителей и учащихся возможно лишь при
наличии и осознании общей, большой, общественно значимой, а потому трудной
цели и веры в ее достижение.
1-4. Идея опоры. Для того чтобы каждый, даже слабый, ученик имел возможность свободно участвовать в общей работе класса, необходимо предоставить ему достаточную ориентировочную основу - опору, подсказку, помощь.
Слайд 9Опорные сигналы Шаталова. Систематизирующие схемно-конспективные структуры учебного материала, учитывающие особенности
ассоциативной памяти учащихся и играющие роль опор, могут значительно повысить
эффективность процессов усвоения знаний, умений, навыков.
Оценка работ. В основе оценки работ учащихся должны лежать понимание детского незнания, щадящий (гуманный) подход, бесконфликтность учебной ситуации, вера в творческие силы детей.
Слайд 10Творческое самоуправление. Воспитание коллективов и коллективистов подразумевает участие ребят во
всех делах и общественной жизни класса, школы вместе со взрослыми,
на творческих началах самоуправления.
Сотрудничество с родителями. Дружелюбные, товарищеские, взаимоуважительные и доверительные отношения учителей с детьми в школе должны быть перенесены и сферу семейных отношений. Необходимо сделать семью союзником в воспитании и обучении детей.
Слайд 11Личностный подход. Основным принципом отношений учителя с учеником должен являться
личностный подход, основанный на гуманистических идеях деятельной любви к детям,
веры в их творческие силы, духовной близости воспитателя и воспитуемых.
Сотрудничество учителей. Осуществление идей педагогики сотрудничества в детском коллективе предполагает наличие адекватных отношений творческого сотрудничества на уровне педагогического коллектива школы
Слайд 12Идея самоанализа. Каждое школьное дело, достижение, результат работы и поведения
ученика должны быть проанализированы коллективом и самим учащимся с целью
формирования правильных оценок, самооценок и взглядов личности.
Интеллектуальный фон класса. Сила и эффективность учебно-воспитательного воздействия на учеников определяются во многом качествами учебного коллектива: его идейно-нравственным уровнем, интеллектуальным фоном, развитостью коллективистских отношений.