Слайд 1ПЕРВЫЕ УРОКИ ШКОЛЬНЫХ ОЦЕНОК
10 правил, которые помогут Вам и
вашему ребенку успешно учиться
Педагог-психолог МБОУ СОШ № 5
г. Михайловка
Волгоградской области
Колотева Елена Юрьевна
Слайд 2 «
С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения
перед ребёнком появляется идол – отметка. Для одного ребёнка он
добрый, снисходительный, для другого – жёсткий,безжалостный, неумолимый…
Ребёнок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и привыкает учиться не для личной радости, а для отметки.»
В.А.Сухомлинский.
Слайд 3
Отметка
(плюсы и минусы ее получения)
Плюсы
-результат работы ребенка ( а
часто и родителя)
-возможность личностного роста
-воспитание волевых качеств
-средство получения позитивных
эмоций и «бонусов»
- повышение позиции в рейтинге среди одноклассников
Минусы
-власть взрослых
-олицетворение всей личность ребенка
-средство общение семьи и школы
-валютная купюра на школьном и семейном рынках.
-способ соревнования детей.
Слайд 4Результаты диагностики
1. Если я получаю хорошую отметку,
то ….
-радуюсь (36 чел)
-родители меня хвалят (20 чел)
-получаю «бонусы»
(купят ноутбук, игрушку, разрешат погулять, смотреть телевизор допоздна, дадут 100 р). (5 чел)
2. Если я получаю плохую оценку…
- я огорчаюсь, плачу, грущу, расстроен (35 чел)
-родители меня ругают и могут наказать (19 чел)
-мама огорчается (6 чел)
- мне по барабану
-родители меня поддерживают и веселят
Слайд 5 3.Мои родители говорят, что я могу учиться….
-хорошо (22 чел)
-на
5 (11 чел)
-учиться, учиться в школе(11чел)
-еще лучше (4 чел)
-не ответили
(6 чел)
-другой вариант (7 чел)
Слайд 6 -учиться плохо (24 чел)
-учиться хорошо, на «5» (7
чел)
-я расстраиваюсь, мне плохо (3 чел)
-делать самостоятельно уроки
(3 чел)
-учиться, а на самом деле я могу учиться (2 чел)
-другой вариант (8 человек)
-не ответили (14 чел)
4. Мои родители говорят, что я не могу….
Слайд 7 -хвалят, говорят «умничка» (27 чел)
-получаю «бонусы»( покупают игрушку, что-то, сюрприз,
диск к компьютеру, мороженое, дают поиграть в компьютер, дают деньги,
со мной играют (27 чел)
-очень рады (6 чел)
-не ответили (3 чел)
5. Если я получаю «пять», то родители мне…..
Слайд 8-давай поможем (19 чел)
-говорят подсказку, как делать (11 чел)
-думай сам
(13 чел)
-не расстраивайся, соберись (2 чел)
-нужно слушать учителя (2 чел)
-поищи
там, учись, делай на черновик, тренируйся (5 чел)
-позвоним учителю (2 чел)
-«те че, тупой», «плохо», «ты получишь 2» (3 чел)
-ничего
-не ответили (4 чел)
6. Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители говорят мне…..
Слайд 9-помогают, соглашаются помочь (51 чел)
-помогут, но только через 7 минут
-отвечают
«подожди», «потом» (3 чел)
-вдумайся сам
-иногда помогают, а иногда просто заняты
-отвечают
«не знаю»
-не ответили (4 чел)
7. Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они…..
Слайд 10-хорошим, хорошей (7 чел)
-умным (14 чел)
- отличником (13 чел)
-самым хорошим
(4 чел)
-учеником хорошим (4 чел)
-послушным (2 чел)
-самостоятельным(2 чел)
-умным через границы
-хорошим
и счастливым, умным и красивым, умным и хорошим, красивой и воспитанной девочкой ( 4 чел)
-счастливой
8. Родители хотят, чтобы я был (а)…
Слайд 11Характеристика цифровой оценки (отметки) :
«5» («отлично») – высокий уровень выполнения
требований : отсутствие ошибок как по текущему, так и по
предыдущему учебному материалу; полные, развёрнутые ответы, умение обосновать и доказать правильность своего ответа, не более одного недочёта; логичность и полнота изложения;
Слайд 12Характеристика цифровой оценки (отметки):
«4» («хорошо») – хороший уровень выполнения требований
: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность
суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
Слайд 13Характеристика цифровой оценки (отметки):
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения
требований, предъявляемых к конкретной работе; отдельные нарушения логики изложения материала;
неполнота раскрытия вопроса;
Слайд 14Характеристика цифровой оценки (отметки):
«2» («плохо») –очень низкий уровень выполнения требований
: наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему
материалу; нарушение логики, не полные, односложные ответы, неумение доказывать правильность ответа, неполнота, нет логической последовательности обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.
Слайд 15Оценка успеваемости ребёнка родителями.
И «двоечникам и «хорошистам» необходимо уменьшить болезненность
неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными оценками. Похвала
им необходима, но необходимы и указания на ошибки, недочёты, неточности. Как же дозировать оценку в семье?
Слайд 16Как правильно поступать родителям
Приучайте детей ценить знания, положительные эмоции,
связанные с процессом познания, а не отметку.
Внушайте ребёнку, что
успехи в школе далеко не всегда соответствуют успехам на жизненном поприще.
Наказывать за неуспеваемость- последнее дело.
Слайд 17
Что делать родителям, если ребёнок принёс дневник с не очень
хорошими отметками?
Сядьте и посмотрите работу вместе с ребёнком.
Похвалите хотя бы
за четвёрку по рисованию
Позвольте ребёнку рассказать вам о своих плохих отметках.
Спросите его так:" Что ты можешь сделать в следующий раз, чтобы исправить свои отметки?",
Посочувствуйте ребёнку: "Мне жаль, что ты получил двойку. Ты, наверное, очень расстроился? "
Составьте с ребёнком и учителем план дальнейших действий.
Если вы поддержите ребёнка и поможете ему, ребёнок приложит все усилия, чтобы решить проблему с плохой отметкой.
Слайд 18Уважаемые родители! помните,
что ваши хорошие отношения с ребёнком важнее
школьных отметок.
Слайд 19Литература:
Бескоровайная Л.С. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-на- Дону: Феникс,
2002.
Данилова Елена. Родителям второклассников http://school2em.ucoz.ru/Psycholog/Rodineljam_2Kl.doc
Фопель К. Создание команды. М.: Генезис,
2002.
Практическая психология: Учебно-методическое пособие. Минск, 1997.
Блог "Родителям школьников"