Слайд 1
ПЕЙЗАЖНАЯ КАРТИНА
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ
Слайд 2
«Всякий монолог есть литературное произведение в зачатке. Недаром монологу нужно
учить. В малокультурной среде только не многие, люди с тем
или иным литературным дарованием способны к монологу; большинство не в состоянии ничего связно рассказать» Л.В. Щерба
Слайд 3Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений),
обеспечивающее общение и взаимопонимание
Основная характеристика связной речи – понятность для
собеседника
Основная функция связной речи – коммуникативная
Связная речь отражает логику мышления ребенка, его умение обдумывать воспринимаемое и умение выразить в правильной форме
Формы связной речи:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Слайд 4Главная особенность диалога – чередование говорения одного собеседника с прослушиванием
и последующим говорением другого
В диалоге собеседники всегда знают, о чем
идет речь и не нуждаются развертывании мысли и высказывания
Устный диалог сопровождается жестами, мимикой, интонацией
ДИАЛОГ
Слайд 5
Для диалога характерны разговорная лексика и фразеология, краткость, обрывистость.
Речь в
нем может быть неполной сокращенной, иногда фрагментарной
Связность диалога обеспечивается двумя
собеседниками
Типично использование речевых стереотипов, устойчивых форм общения, шаблонов и клише
Слайд 6МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГУ
Основной метод в повседневном общении
– разговор воспитателя с детьми
Беседа – целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный
подготовленный диалог на заранее выбранную тему
Используется прием словесных поручений
Эффективный метод – дидактическая игра
Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги
Слайд 7МОНОЛОГ
Монолог – связное, логическое последовательное высказывание, протекающее относительно долго во
времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей
Выражает мысль одного человека,
которая неизвестна слушателям
Высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто
Слайд 8
В монологе важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация)
Характерны литературная лексика,
развернутость высказываний, законченность, логическая завершенность
Связность монолога обеспечивается одним говорящим
Монологическая речь
– более сложный, произвольный, более организованный вид речи и требует специального речевого воспитания
Слайд 9СРЕДСТВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ МОНОЛОГОВ
Игрушки, картины, предметы
Опыт детей
Воображение детей
Слайд 11Пейзажная живопись — это изображение естественной природы или какой-либо местности.
Пейзажная
картина чаще всего отражает красоту родной природы.
Педагогическая ценность пейзажных
картин в работе с дошкольниками обусловлена их огромной познавательной и эстетической ценностью.
Трудности составления монологов по пейзажной картине
Трудности составления монологов по пейзажной картине обусловлены ее статичностью. Пейзаж или пейзажную картину дошкольники воспринимает как целостный, нерасчлененный образ, вызывающий у них определенные эстетические чувства
Трудности составления монологов по пейзажной картине связаны также с тем, что восприятие детьми статичных изображений, каким и является пейзажная картина, связано с быстрой утратой интереса к ним
Слайд 12
Педагогическая технология (автор Бизикова
О.А. к.п.наук)
Цель: развитие связной монологической речи у
детей старшего дошкольного возраста средствами пейзажной картины.
Задачи:
Обогащать опыт
детей впечатлениями о природных явлениях
на основе наблюдений в природе и рассматривания пейзажной живописи.
Развивать у старших дошкольников восприятие пейзажных картин, интерес к ним.
Обогащать словарь детей образными средствами языка выражающими впечатления о природе.
Учить строить по пейзажным картинам монологи различных типов (описание, повествование, рассуждение).
Воспитывать эстетическое отношение к природе и произведениям живописи.
Этапы работы по развитию монологической речи
Первый этап
Цель первого этапа — расширение опыта общения детей с природой, воспитание эстетического отношения к ней, обогащение словаря дошкольников образными средствами языка, выражающими впечатления о природе.
Условия для накопления впечатлений:
1.Перед рассматриванием картин организовывать соответствующие наблюдения в живой природе.
2.Художественное слово.
3. Диалог
4.Актуализация опыта
Слайд 14 Внесение картины для рассматривания
Золотая осень. Худ.Поленов
В.Д. 1893.Музей-усадьба им. В.Д.Поленова
Слайд 15Второй этап
Цель второго этапа — обучение детей элементам речи-рассуждения .
Данный
тип монолога сложнее других, однако приобщение детей к его элементам
способствует дальнейшему развитию восприятия картин.
Основные приемы обучения детей
элементам речи-рассуждения:
проблемные вопросы или задания «доказать»;
Слайд 16
сравнение двух или трех картин со сходным пейзажем;
выбор стихотворения, подходящего
к данному пейзажу
Хвойный лес.
Худ. Шишкин И.И.1880-е
Золотая осень. Худ. Левитан
И.И.1895.
Слайд 17Третий этап
Цель третьего этапа — развитие у детей связной описательной
речи на основе пейзажной картины.
Реалистический рассказ-повествование состоит из следующих
частей:
рассказ о том, как выглядел пейзаж до изображенного времени
рассказ о пейзаже, изображенном на картине
рассказ о грядущих изменениях пейзажа.
Сказочный рассказ-повествование предполагает создание сказочных сюжетов, оживление объектов пейзажа, включение в рассказ их диалогов и т.д.
Игровые приемы:
- тематические выставки репродукций пейзажных картин
Дети, выступая
в роли экскурсоводов, рассказывают о пейзажах, отгадывают о какой картине идёт рассказ их товарища
-изготовление тематических книг, под диктовку детей записываются их рассказы по пейзажным картинам.
- отобранные родителями репродукции пейзажных картин помещаются в книгах, каждая сопровождается рассказом ребёнка.
Слайд 19Педагогическая технология развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного
возраста средствами пейзажной картины дает эффективные результаты, соответствует требованиям ФГОС.