Слайд 1Родительское собрание
ПООЩРЕНИЕ
И НАКАЗАНИЕ
как методы семейного воспитания
Слайд 2Попытаемся ответить на вопросы:
Нужно ли наказывать детей?
Когда и как это
делать?
Можно ли испортить ребёнка похвалой?
За что можно хвалить ребёнка?
Слайд 3 Воспитание ребенка младшего школьного возраста складывается не
только из положительных аспектов взаимоотношений, таких как:
одобрение,
похвала,
поощрение…
но и
отрицательных:
порицание,
запрет,
наказание.
Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса.
взгляды на использование
поощрений и наказаний
в воспитании детей:
Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять;
Другие наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка;
Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем;
А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.
Слайд 5-за учебу;
-за домашнюю работу;
-за хорошие поступки;
-за выполнение поручений;
-за то, что
похвалил учитель.
За что мы поощряем ребенка?
Слайд 6-добрым словом;
-подарком;
-деньгами;
-разрешением запретного для этого возраста.
Как можно поощрить ребенка?
Слайд 7«Меня хвалят, если я выполнил домашние поручения».
«Мне дарят подарки, если
я сделал доброе дело».
«Мне дарят деньги, если я получил пятерку».
«Мне
разрешают долго играть в компьютер, много гулять, если я сделал уроки».
Из высказываний детей:
Слайд 8
А. Фромм предложил ряд правил – за что не
следует хвалить ребёнка. Вот некоторые из них:
Не следует хвалить
за то, что дано от природы;
за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой;
больше двух раз за одно и то же;
из жалости;
из-за желания понравиться.
Слайд 9Как правильно хвалить ребенка?
Прежде всего, хвалить ребенка - необходимо!
Слайд 10
«Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!»
Главное,
что здесь должно быть передано ребенку, это искренняя вера в
его возможности.
психиатр и психотерапевт В. Леви.
Слайд 11Памятка
для родителей и педагогов
«Как нужно поощрять детей младшего школьного возраста»
Так,
чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в
том, что поощрения в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.
Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок – это лишь символ успеха или достижения.
Дети младшего школьного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.
Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.
Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь и т.п.
Слайд 12
Как можно чаще одобрительней улыбайтесь вашему ребенку: и когда он
моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со
своими игрушкам.
Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
Используйте чаще выражение: «Ты прав, мы согласны с тобой» - Это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать их.
Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок ими распоряжался разумно.
Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.
Когда вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.
Слайд 13Памятка
для родителей и педагогов
«Словесные способы поощрения и поддержки ребенка
младшего школьного возраста»
Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично!
Замечательно! Превосходно!
Чудно!
Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Еще немного времени, и у тебя это получиться. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знал (а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.
Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!
Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад (а) за тебя.
Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути!
Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав!
Большое тебе спасибо! Ты хороший (ая)! Ты – чудо!
Слайд 14Несколько советов о поощрениях:
Поощряйте ребенка улыбкой, словом, ласковым прикосновением руки, когда он старательно
моет посуду, готовит уроки, с радостью играет с младшим братом.
Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его, как их принимать, быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему.
Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядится, обсудите это с ним.
Слайд 15 Поощрение дает более эффективный
результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных
качеств личности, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательности, чуткости, дисциплинированности, ответственности, т. д.
Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. Чрезмерное заласкивание, захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. При частых необоснованных поощрениях дети привыкают к ним и не ценят.
Слайд 16Вывод: надежный способ поощрения – одобрение, похвала.
Слайд 17К сожалению, бывает так:
Если ребенок ведет себя хорошо,
то родители не обращают
на него внимания,
а если плохо
– то наказывают.
Слайд 18- за плохую учебу;
-за невыполненную
работу;
- за проступки.
За что
наказываем ребенка?
Слайд 19-строго поговорить;
-ударить;
-что-то запретить (мультфильмы, сладкое, гулять, ..);
-поставить в угол (чтобы
подумал над своим поведением).
Как можно наказать ребенка?
Слайд 20 «Если бы я был волшебником, я бы делал
дома без углов. Детей часто ставят в угол. Я это
знаю».
«Если бы я была волшебницей, я запретила бы ремни. Когда детей бьют ремнем, это очень больно. И тогда дети плачут».
«Если бы я был волшебником, я бы сделал так, чтобы не было родителей, или сделал бы новых».
Из сочинений школьников:
Слайд 21Аллан Фромм в своей работе сформулировал некоторые опасности, таящиеся при
наказании:
1. Шлёпая ребенка, вы учите его бояться вас.
2. Поведение
ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали.
3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.
4. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
Слайд 22Памятка
для родителей и педагогов
«Как нельзя наказывать детей младшего школьного возраста»
Молчанием.
Выдержать бойкот ребенку младшего школьного возраста чрезвычайно трудно, для этого
ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.
Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т.п. Лишение любви – это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям этого возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка.
Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребенка для его же блага, бесполезно – вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания, но и преподали ребенку урок жестокости.
Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком как словесное битье.
Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощрений тем самым закрепляет его).
Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).
Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя плохое поведение ребенка.
Слайд 23
Наказание действенно, когда оно понятно ребёнку, и
он считает его справедливым. После наказания о нём не вспоминают,
а с ребенком сохраняются нормальные отношения.
Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу.
Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости.
Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы.
Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен – воздержитесь от наказания.
Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.
Слайд 24
Чтобы наказание было эффективным, оно должно содержать четкое указание на
то: какое поведение является правильным.
С этой целью, оно должно:
Осуществляться немедленно после возникновения нежелательного поведения.
Осуществляться после каждого возникновения нежелательного поведения.
Использоваться вместе с положительным поощрением желательного поведения.
Слайд 25Правила наказания детей.
При любом наказании
ребенок должен быть уверен, что его по-прежнему любят, и даже
будучи наказанным, он не остается без родительской любви.
Наказание должно быть соразмерно проступку.
Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме, чтобы у ребенка не было путаницы из-за непоследовательного поведения взрослых.
При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.
Слайд 26
Постарайтесь пробудить чувство совести, помогите осознать
ошибку, желание исправить её.
Не наказания должен бояться
ребенок, не гнева,
а Вашего огорчения.
Слайд 27 Родители, помните!
Наказывайте ребенка только в
том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
Важно подчеркнуть, что наказывается поступок, а не личность.
После наказания проступок должен быть «предан забвению».
Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок обещает в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.
Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.
5.
Слайд 28Вывод: надежный способ наказания–поговорить и убедить, что он не прав.
Слайд 29 Наказание и поощрение как
основные методы воспитания, преследуют конечную цель –
благо
ребенка.
И то, и другое должно быть продиктовано родительской любовью и заботой.
Слайд 30Самый надежный способ воспитания – это убеждение.
Вывод.
Слайд 31 разговаривайте со своим ребенком, ищите примеры подтверждения своих мыслей,
будьте тактичны, убеждая его в неправоте. Тогда ваши мысли станут
его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.
Для этого
Слайд 32ПОМНИТЕ!!!
Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и
расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой
подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Слайд 33
Самое дорогое для нас -это наши дети!
И наша задача
быть терпеливее с ними ,
воспитывать с минимальными психологическими травмами.