Слайд 1Познавательное развитие дошкольников средствами экспериментальной деятельности в соответствии с ФГТ
Слайд 2Активность (познавательная активность) - деятельность
Игровая;
Коммуникативная;
Трудовая;
Познавательно-исследовательская;
Продуктивная;
Музыкально-художественная;
Чтение.
Слайд 3 Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы
дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от
23 ноября 2009г. №655)
Слайд 4
Содержание образовательной области «Познание» направлено на
достижение целей развития у детей, познавательных интересов, интеллектуального развития детей
через решение следующих задач:
Слайд 5Сенсорное развитие;
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
Формирование элементарных математических представлений;
Формирование
целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Слайд 6 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
20 июля 2011 г. N 2151
"Об утверждении федеральных
государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
Слайд 7Опытно-экспериментальная деятельность детей в ДОУ
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность самим ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел.
К.Е.Тимирязев
Слайд 8
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
20 июля 2011 г. N 2151
"Об утверждении федеральных
государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
Слайд 9Принципы организации развивающей среды:
информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и
оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
вариативности, определяющейся
видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
Слайд 10педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды,
а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное
благополучие каждого ребенка;
трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
Слайд 11
В пункте 3.2.7. ФГТ к условиям определяется оборудование
для познавательно-исследовательской деятельности, которое включает объекты для исследования в реальном
действии и образно-символический материал
Слайд 12оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает
различные материалы для сенсорного развития. Данная группа материалов включает и
природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания (коллекции минералов, плодов и семян растений и т.п.);
Слайд 13группа образно-символического оборудования представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир
вещей и событий;
Слайд 14Цель опытно-экспериментальной деятельности
Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной
поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Слайд 15Задачи
Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
Учить видеть и выделять
проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и
материалы для самостоятельной деятельности.
Развивать личностные свойства – целеустремленность, настойчивость, решительность.
Слайд 16Организация опытно-экспериментальной деятельности опирается на ведущие принципы развития дошкольников
психологическая комфортность
( снятие стрессовых факторов);
природосообразность (развитие в соответствии с природой ребенка,
его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием):
дифференцированный подход ( решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности детей):
активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);
творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности);
интеграция – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).
Слайд 17Основное оборудование лаборатории:
приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты
живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного
объёма и формы;
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
разные виды бумаги;
красители: гуашь, акварельные краски;
медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.
Слайд 18Дополнительное оборудование:
детские халаты;
клеенчатые фартуки;
полотенца;
контейнеры для хранения сыпучих и
мелких предметов.
Слайд 19В уголке экспериментирования необходимо иметь:
карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной
бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента)
индивидуальные дневники
экспериментов.
Слайд 20Формы работы по опытно-экспериментальной деятельности:
Самостоятельная деятельность детей.
Непосредственно образовательная деятельность.
КВН, развлечения.
Наблюдения
в природе.
Рассматривание фотографий.
Тематические беседы.
Целевая прогулка.
Экскурсия.
Слайд 21Младший дошкольный возраст
начать с ознакомления ребёнка со свойствами и
качествами предметов и веществ и продолжать до того момента, пока
ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем)
Слайд 22Средний дошкольный возраст
этап связан с потребностью получить ответ экспериментированным
путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. Дети учатся
задавать вопросы: «Как это сделать?»
Слайд 23Старший дошкольный возраст
в результате данного этапа дети проявляют желание
постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте
посмотрим, что будет, если ….». Дети сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы
Слайд 24Структура детского экспериментирования
Проблемная ситуация
Целеполагание (что нужно сделать)
Выдвижение гипотез (как, с
помощью чего, что получается)
Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в
действии)
Подтвердилось Не подтвердилось
Формулирование выводов Возникновение новой гипотезы,
(как получилось) предположений
Реализация в действии
Подтвердилось
Формулирование выводов
(как получилось)