Слайд 1«Марийские посиделки»
Подготовила воспитатель 1 категории
Катрухина О.С.
Слайд 2Цель проекта:
Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и
духовности на основе марийского фольклора.
Задачи:
Познакомить детей с характерными особенностями марийского
фольклора;
Воспитывать нравственные качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край и народ;
Развивать творческие способности детей: певческие навыки, актерское мастерство, музыкальность на основе разных жанров марийского фольклора.
Слайд 3
Устное народное творчество марийского народа
Устное народное творчество составляло неотъемлемую часть
повседневной жизни марийцев. Оно в специфической форме отражало объективный мир,
историческое прошлое народа, выражало его художественно-эстетические и этические идеалы. Сказки, мифы, легенды и предания, песни, пословицы и поговорки, загадки, молитвы, заклинания, созданные народом, содержали значимые истины о смысле жизни, судьбе народа, его предназначении.
Слайд 4
«Давно мы вас ждем – поджидаем, посиделок без вас не
начинаем. Припасли мы для вас дел на всякий вкус: кому
вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни да пляски».
Слайд 5Сегодня мы расскажем вам о народных традициях марийского народа. Традиции
марийского народа уходят корнями в далёкое прошлое. Что заботило, радовало
и тревожило марийский народ – всё это воплощалось в сказках, загадках, пословицах и передавалось детям, внукам. Марийский народ уникален тем, что сумел сохранить, донести до наших дней музыкальное, песенное, танцевальное, инструментальное творчество предков.
Слайд 6Марийские сказки (йомак, шоя, нуж) сохранили отголоски народных мифов. Это
видно в сказках о животных, волшебных сказках. В них встречаются
мотивы превращения человека в животное, животного - в человека, перевоплощение девушки-красавицы в лебедя и утку, женщины-матери - в лосиху, мужа и жены - в медведя и медведицу и т.д.
Слайд 7Существует легенда: однажды дочь Солнца спустилась на землю и вышла
замуж за простого деревенского парня. Она научила своих земных подруг
чудесному искусству вышивания. От неё идёт традиция народного орнамента, схожего с песней и сказаниями. Берёшь в руки нарядную от узоров одежду и каждый орнамент читаешь, будто книгу o судьбе народа.
Слайд 8«Мы дома не лежим, а в гостях не стоим, языки
у нас острые, а руки работящие»
Слайд 9
Очень ценилось в старину умение играть на национальных музыкальных инструментах.
Музыкальный инструментарий народа мари является уникальным памятником его духовной и
материальной культуры. Появление большинства инструментов было вызвано жизненными, обрядовыми обстоятельствами. Многие из инструментов, прочно связанные с многовековыми обычаями народа, неотъемлемые части его традиций уходят в прошлое. Прежде ни один праздник, ни одно важное в жизни марийской деревни событие не обходилось без гусляра. Он был самым желанным гостем на праздниках, свадьбах. Считалось, что каждая девушка должна уметь играть на гуслях. «Плоха та девушка, что не умеет играть на гуслях» - говорят марийцы.
Слайд 10МАРИЙСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
У марийцев существует традиция играть на зелёном листе
дерева. Эта игра представляет примитивный способ воспроизведения звука при помощи
обыкновенного листа или листа травы. Лист сгибают и место сгиба приспосабливают между губами. Получается довольно сильный и резкий звук в высоком регистре . Играют обычно девушки или женщины, реже – мужчины. В старину люди таким способом подражали пению птиц.
Арама шушпык ( деревянный соловей-дудочка)
Лист (ӹлӹштӓш)
Свирель (шиӓлтӹш)
Труба (шӹжӹ пыч)
Волынка (шӹвӹр)
Барабан (тӹмӹр)
Гусли (кӓрш)
Гармонь (марла гармонь)
Слайд 11«Уж и бравый наш народ: на ложке - каждый третий,
песню спеть - поставь любого, а плясать дай волю им
- до утра без передышки. Утварь всю по дому справит, чашей полной дом тот станет, вышивкой украсит дом – просто любо жить – то в нем».
Слайд 12Танцы марийского народа один из компонентов многочисленных обрядов и праздников,
которые устраивались в течение всего года. Весной, когда начинало ярко
светить солнце, и пробуждалась природа, марийские девушки выносили холсты, натканные за зиму, и расстилали их на снегу, чтобы стали они еще чище еще белее. А как только исчезал снег, и появлялась весенняя травка, выбеленные холсты обколачивались на специально устроенном приспособлении, которое состояло из обтесанного бревна, привешенного на двух веревках к жерди, положенной на стойки. Бревно для обколачивания холста, как правило, выбирали еловое, дающее звонкий звук. Вот на этом бревне девушки специальными колотушками и обколачивали холсты. Девушки не просто колотили по холсту, но и соревновались в умении выбивать сложнейшие ритмы. Заслышав знакомую музыку, юноши приходили к работающим девушкам. Начинались игры и танцы. Это можно считать началом годового цикла игр, обрядов и праздников, многие из которых сопровождались танцами.
Слайд 13.
Все марийские народные танцы можно разделить на две группы:
обрядовые и бытовые
Бытовые:
«Веревочка».
«Пар кычалын» (ищу пару).
«Латкокыт» (двенадцать).
«Вич мужир» (пять пар).
«Вуд йоген» (ручеек).
«Нылыт» (четверка).
«Кандаш» (восьмерка).
Обрядовые:
Танцы шествия, исполнялись при жертвоприношениях, на праздниках.
«Ташлама корка» - «Ритуальный ковш» исполнялся на празднике «Девичий пир».
Танец свадебных женщин (танец с платками)
Танец дружек (танец с хлыстами)
Слайд 14Познакомить детей с играми какого-нибудь народа это лучший способ вызвать
интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра – естественный
спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игры марийского народа зародились в далеком прошлом в недрах народного быта. Эти игры передают особенности труда людей (охоты, рыбалки, а также неповторимый колорит народного творчества).
Слайд 15«За спасибо сыт не будешь, давайте мы все вместе споём,
хозяйку отблагодарим!»