Слайд 1МБОУ «СОШ № 1 ГОРОДА АНАДЫРЯ»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО
И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К
ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Заместитель директора,
руководитель творческой группы
учителей начальных классов
по преемственности
Колебер Галина Федоровна
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИДЕИ
Актуальность рассмотрения её связана с нарушением:
преемственных связей
в целях, задачах,
содержании и методах, форм организации обучения и
воспитания,
а также новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные в федеральных образовательных стандартах нового поколения.
Слайд 3ОТСУТСТВИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Мы вам подготовили таких замечательных детей, а вы…
Да ваши
дети ничего не знают и не умеют!!!
Воспитатель ДОУ
Учитель начальной
школы
Содержание
Цели
Технологии
Слайд 4ПОНЯТИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Проблема преемственности всегда была в центре внимания
отечественной психолого-педагогической науки: Б.Г. Ананьев[1], Ш.И. Ганелин [2], В.В. Давыдов
[3], Е.М. Бохорский, Д.Б. Эльконин[4].
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. - Т.1. 230 с.
2. Ганелин Ш.И. А.К. Бушля.: Преемственность учебно-воспитательной работы. - М.: Педагогика, 1955. - 215 с.
3. Давыдов В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопр. психол. 1997. № 1. С. 3 — 18.
4. Бохорский Е.М. Эльконин Д.Б. Проблема готовности к школьному обучению. - М.: Просвещение, 1993. – 173 c.
Слайд 5
"Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником,
ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое
появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений. От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям»” (В.А.Сухомлинский).
Слайд 6ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ –
понимается как согласованность и сохранение
целей,
задач,
методов,
средств
и
форм обучения и воспитания.
Слайд 7ПРОЦЕСС ПРЕЕМСТВЕННОСТИ РАССМАТРИВАЕТСЯ С ДВУХ СТОРОН
На дошкольной ступени формируются фундаментальные
личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения
Школа как преемник
дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал
Слайд 8ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ:
создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные
организации.
Приказ УСП от 13.01.2015 № 01-о/д
«О преемственности дошкольного и
начального общего образования в современных условиях»
Слайд 9ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ:
установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс
между детским садом, семьей и школой;
• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей.
Слайд 10
ОПИСАНИЕ СРЕДСТВ, СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИДЕИ
1. Заключить договор о совместной
работе;
2. Выработать план взаимодействия;
3. Разработать план по преемственности между
школой и детскими садами округа.
Слайд 11 СОДЕРЖАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
План совместных меро-приятий ДОУ и
ОУ
Методическая работа с кадрами
Работа с детьми
Взаимодействие с семьей
Сотрудничество с социумом
Слайд 12
- Закон РФ «Об образовании» ст. 12;
- методическое письмо Министерства
образования РФ от 25.03.1994 № 35 М «Об организации взаимодействия
образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального школьного образования»;
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 года.
Приказ УСП от 13.01.2015 № 01-о/д «О преемственности дошкольного и начального общего образования в современных условиях»
Приказ МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря» от 24.01.2015 № 21 - о «Об утверждении плана работы по преемственности дошкольного и начального общего образования на 2014-2015 учебный год».
Приказ МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря» от 01.09.2015 № 194 - о «Об утверждении плана работы по преемственности дошкольного и начального общего образования на 2015-2016 учебный год».
Приказ УСП от 29.08.2016 № 308 -о/д «Об утверждении Проектно – целевого решения «Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей преемственность дошкольного и начального общего образования» на 2016 – 2017 учебный год»
Приказ МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря» от 01.09.2016 № 289 - о «Об утверждении плана работы по преемственности дошкольного и начального общего образования на 2016-2017 учебный год».
Слайд 13СЕМИНАР ГАОУ ДПО ЧИРО И ПК
«Современные подходы к работе
по реализации преемственности между дошкольной и начальной ступенью образования в
условиях введения ФГОС ДО» - 5 ноября 2015 года.
Тема выступления: «Обеспечение преемственности как условие получения нового образовательного результата, соответствующего ФГОС ДО и ФГОС НОО»
Слайд 14ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Слайд 15ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НОО:
от целевых ориентиров
к универсальным
учебным действиям (УУД)
Слайд 16МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Слайд 19РАБОТА КОЛЛЕКТИВА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Проанализировать работу по применению Карты развития
ребёнка;
Провести мониторинг готовности выпускников детских садов к школьному обучению;
Отслеживать динамику
развития детей и составить индивидуальные программы развития детей «группы риска»;
Представить результаты диагностики готовности первоклассников к обучению в школе на «круглом столе» для педагогов дошкольных образовательных организаций.
Слайд 20СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
психолого-педагогические исследования
стартовая диагностика каждого ученика
Слайд 21ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ __________ КЛАССА МБОУ «СОШ № 1 Г.
АНАДЫРЯ» НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА
Слайд 22ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА _________ КЛАССА МБОУ «СОШ № 1 Г.
АНАДЫРЯ» НА ____________УЧЕБНЫЙ ГОД
Слайд 23МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА С КАДРАМИ
Взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков
в начальной школе;
Рекомендации работающих в ДОУ воспитателей, педагогов- психологов, учителей-
логопедов, др. специалистов по выпускникам;
Анкетирование педагогов ДОУ и ОУ;
Проведение «Дней открытых дверей» в ДОУ для учителей начальной школы, в школе для педагогов детских садов;
Участие в совместных педсоветах, семинарах- практикумах, круглых столах, конференциях, консультациях и т.д.;
Совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной школы;
Совместные работы педагогов ДОУ и школы в педагогических проектах и т.д.
Слайд 24ПРОВЕДЕНЫ СОВМЕСТНЫЕ ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ СЕМИНАРЫ НА БАЗЕ МБОУ «СОШ
№ 1 ГОРОДА АНАДЫРЯ»:
- «Преемственность дошкольного и начального общего образования
в условиях ФГОС»- 2013 год;
- «Проблемы готовности дошкольников к школьному обучению» - 2014 год;
- «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования как условие формирования успешного первоклассника» - 2015 год;
«Устранение нарушений в речи детей в режиме взаимодействия «образовательная организация-семья» -2015 год;
Итоги мониторинговых исследований готовности первоклассников к обучению в школе – ноябрь 2015 г;
Информационно-обучающий семинар «Будущий первоклассник - какой он?»-март 2015 г;
Карта готовности ребёнка к школьному обучению как психолого-педагогический инструмент преемственности между ДОУ и начальной школой – апрель 2016 г.
Слайд 26РАБОТА С ДЕТЬМИ
Организация экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста;
Организация
выставок детских работ;
Посещение театрализованных представлений в ДОУ и школе;
Посещение праздничной
линейки 1 сентября, праздника «Прощания с Букварем» и т.д. в школе;
Шефская помощь учениками старшим дошкольникам;
Совместное участие школьников и дошкольников в проектной деятельности
Слайд 27ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ
Встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего
дошкольного возраста на родительских собраниях;
Анкетирование родителей будущих первоклассников;
Консультации для родителей
воспитанников старшего дошкольного возраста по вопросам подготовки детей к школе;
Организация «Дней открытых дверей» для родителей в ОУ;
Организация работы школы для родителей будущих первоклассников и других форм взаимодействия.
Слайд 28«КРУГЛЫЙ СТОЛ» -2015 Г.
«Итоги мониторинговых исследований готовности первоклассников к обучению
в школе в 2015 году»
Слайд 33РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИДЕИ
Слайд 34ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИДЕИ
Результатом сотрудничества должно быть
создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды.
Работа по преемственности дошкольного
и начального общего образования скажется на безболезненной адаптации первоклассников, обучение и воспитание в первом класса пройдут более эффективно.
Слайд 35ЗАДАЧИ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Изучить содержательные, образовательно-технологические и психолого-педагогические аспекты
преемственности дошкольного и начального общего образования;
Подготовить и провести семинары для
педагогов ДОУ:
«Современные технологии и проектирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО и НОО»,
«Формирование положительной мотивации дошкольников и первоклассников к обучению в школе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного и начального общего образования».
Слайд 36
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ,
СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВНИМАНИЕ.
ЖЕЛАЮ САМОГО КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ,
ОГРОМНЫХ
ТВОРЧЕСКИХ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСПЕХОВ!