Слайд 1МБОУ Ульяновская школа СШ
Роль школьного учебника в подготовке к уроку.
Эффективные приемы и формы
работы с учебником.
Формирование общеучебных умений
и навыков во время работы с учебником.
Выступление на ШМО подготовила
учитель начальных классов
Лазарева И.А.
31 января 2017 г.
приемов работы с учебником
1 группа — приемы работы с аппаратом
ориентировки в содержании учебника:
введением, оглавлением, условными
обозначениями к заданиям, инструкцией
«Как пользоваться учебником»;
2 группа — приемы работы с текстом;
3 группа — приемы работы с аппаратом усвоения учебного материала и организации учебной деятельности учащихся: вопросами, заданиями, иллюстрациями, инструкциями к практическим работам.
Слайд 3В процессе обучения следует использовать такие приемы работы с учебником,
которые:
- осуществляют реализацию основных функций учебника (обучающую, воспитывающую и развивающую)
и способствуют формированию у учащихся основных знаний, учебных умений и позитивных отношений к окружающему миру;
- направлены на развитие самостоятельности в добывании знаний;
-обеспечивают тесную связь между умственной и конкретной практической учебной деятельностью;
- приобщают учащихся к самообразованию.
Слайд 5Традиционные приемы работы с учебником:
- выделение главной мысли текста
учебника,
- составление плана текста,
- заполнение схем,
таблиц на основе текста учебника и другие, которые обеспечивают усвоение знаний и умений воспроизводящей, исполнительской деятельностью, когда ученик ориентируется на прочное запоминание и текстовое воспроизведение учебника.
Слайд 6Для преобразующей деятельности характерно:
• самостоятельное добывание знаний из учебника,
• перестраивание ранее
полученных знаний и умений,
• осуществление широкого переноса сформированных приемов на
решение новых учебных практических задач,
• возможности развития стремления к самообразованию заложены в содержаниии образования.
Слайд 7
• Чтение в классе учениками вслух под руководством учителя.
•
Чтение про себя для подготовки к чтению вслух.
• Самостоятельное
чтение про себя статей в учебнике с постановкой вопросов по прочитанному материалу.
• Чтение про себя и выписывание из учебника важных мест и новых слов.
• Запись своими словами выводов из прочитанного текста.
• Составление таблиц на основе читаемого материала.
• Чтение может сопровождаться зарисовками в тетради на основе текста или иллюстраций.
Слайд 9Игровые формы занятий:
1 . Вопрос-ответ.
2. Шпаргалка.
3. Дотошный ученик.
4.Части текста (по ролям).
5.Коллективный рассказ.
6.Очевидное-невероятное.
Слайд 10
Развитию памяти и усвоения изучаемого материала способствуют такие приемы:
-
Найти конкретные детали в тексте (события, имена и т.д.)
-
Выбрать высказывания наиболее полно передающее смысл текста.
-Подобрать заголовок для текста.
- Составить план прочитанного, написать краткое изложение
- Можно провести игру «Восстанови текст».
Слайд 12ПРАКТИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
УЧЕБНИКА НА УРОКАХ
Слайд 13
Основными направлениями при работе с учебником являются следующие моменты:
1.Работа с
учебником;
2.Работа с дополнительной литературой;
3.Совместная работа учителя и школьного
библиотекаря.
Слайд 14Работа с учебником проводится параллельно по двум направлениям:
Работа с учебником
с помощью учителя.
Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника.
Слайд 15
Формируются следующие навыки и умения:
1. Уметь выделять главное в тексте,
таблице, на рисунке.
2. Сравнивать, делать обобщения, выводы по тексту.
3. Составлять
по тексту план рассказа.
4. Составлять вопросы к тексту.
5. Вести словарь терминов по теме.
6. Выполнять схемы, таблицы, графики по тексту учебника.
7. Готовить сообщения, писать “мини-сочинения”.
8. Составлять карточки-консультанты по теме учебника.
9. Формирование умений охватывает текст как целостность.
Слайд 20Памятка учителю для работы с учебником:
- Ознакомьтесь с примерной программой
и с УМК (учебно-методическим комплектом) к определенному классу и его
главной составляющей - учебником (его содержанием и структурой).
- Используйте различные формы и приемы работы с учебником при обучении чтению, говорению, письму, решению примеров, задач, упражнений.
- Используя материал учебника, научите учащихся работе с текстом учебника (делить его на части, составлять план для пересказа, ставить вопросы, искать ключевые слова, составлять диалоги на его основе, решать учебные задачи, составлять схемы, планы).
- Побуждайте ученика к самостоятельному приобретению знаний, научите его использовать сноски, комментарии, словарь, справочник.
- Дифференцируйте задания, учитывая разный уровень подготовки учащихся, с целью подбора доступных для слабых учащихся.