Слайд 1Театрализованная игра в жизни дошкольника
Автор: Салиева Ирина Юрьевна,
воспитатель МАДОУ №18
г. Гая Оренбургской
области
Слайд 2«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя,
а в игре он познаёт мир»
С. И. Мерзлякова
Слайд 3Развивающий потенциал театрализованной игры
Активизирует мышление
Тренирует память и образное мышление
Развивает воображение
и фантазию
Совершенствуется речь: ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные
средства; использует различные интонации, старается говорить четко
Знакомство с окружающей действительностью
Развивается умение анализировать, делать выводы и обобщение
Слайд 4Воспитательные возможности театрализованной игры
Формируются отношение к окружающему миру, характер, интересы
Формируется
уважительное отношение детей друг к другу
Учатся анализировать свое поведение и
поведение своего ближайшего окружения
Способствует преодолению чувства неуверенности в себе
Учит быть творческими личностями
Развивает умение импровизировать
Слайд 5Структура театрализованной игры
замысел
сюжет
содержание
игровая ситуация
роль
ролевое взаимодействие
правила
Слайд 6Виды театрализованных игр
Режиссерские игры
Артистами являются игрушки или их заместители.
Ребенок является
сценаристом и режиссером (управляет артистами, озвучивает их, придумывает сюжет)
Теневой театр
Настольный
театр
Театр на фланелеграфе
Игры -драматизации
Ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Основываются на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка), который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.
Слайд 7Виды драматизации
Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей
Постановки спектаклей по одному
или нескольким произведениям
Ролевые диалоги на основе текста
Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета
(или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки
Инсценировки произведений
Слайд 8Игра-драматизация с пальчиками
Атрибуты ребенок надевает на пальцы,
сам действует за персонажа.
Слайд 9Игра-драматизация с куклами бибабо
В этих играх на
пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются
с помощью движений пальцев, кисти руки.
Слайд 10Импровизация
Разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки
Слайд 11Задачи по развитию театрализованной деятельности»
Младший дошкольный возраст
Формирование интереса детей к театрализованным играм;
Стимулирование желания детей
включиться в спектакль;
Первичное освоение режиссерской театрализованной игры;
Развитие специальных игровых умений
Слайд 12Группы игровых умений
1. Освоение позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем,
досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо
«артистам»)
2. Обеспечение первичного становления позиции «артист»( умение использовать некоторые средства выразительности для передачи образа героя, умение держать и вести куклу героя)
3. Умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.
Слайд 13Средний дошкольный возраст
Основные направления развития театрализованной игры состоят:
в постепенном
переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на
зрителя;
от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат;
от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.
Слайд 14Задачи и содержание работы
Углубление интереса к театрализованным играм;
Освоение игры-драматизации
-
многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных
сказок
- игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;
- постановка спектакля по произведению
Освоение режиссерской игры
Слайд 15Группы игровых умений
1 группа
Позиция «Зритель»
Быть внимательным и доброжелательным зрителем;
Проявлять
элементы зрительской культуры;
Позитивно оценивать игру сверстников - « артистов»).
2
группа
Позиция «Артист»
Умение использовать средства невербальной и интонационной выразительности;
Развивать умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре
Слайд 16Группы игровых умений
3 группа
Позиция «Режиссер» (первичное освоение)
Умение создавать игровое пространство
на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему
усмотрению
4 группа
Позиция «Оформитель спектакля»
Способность определять место для игры;
Подбирать атрибуты;
Вариативно использовать материалы и элементы костюмов;
Включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.
Слайд 17Группы игровых умений
5 группа
Позиция «Взаимодействия» с другими участниками игры
Умение договариваться,
Устанавливать ролевые отношения,
Владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в
процессе игры.
Слайд 18Старший дошкольный возраст
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном
переходе ребенка:
от игры по одному литературному или фольклорному тексту к
игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;
от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;
от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»;
от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
Слайд 19Задачи и содержание работы
Формирование положительного отношения детей к театрализованным играм;
Приобщение
детей к театральной культуре;
Углубление театрально-игрового опыта;
Усложняются тексты для постановок;
Частичные
переход театрализованной игры в речевой план (игра-фантазирование, игра
с продолжением)
Слайд 20Группы игровых умений
1 группа
Совершенствование позиции «Зритель»
- «
Умный, добрый советчик»
2 группа
Углубление позиции «Артист»
Развитие способности выражать
свое отношение к идее спектакля, герою
Развитие способности самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
Слайд 21Группы игровых умений
3 группа
Становление позиции
«Режиссер-сценарист»
- способность воплощать свои
замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других
детей.
4 группа
Овладение умениями
«Оформителя-костюмера»
Способность обозначать место «сцены» и «зрительного зала»;
Отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов;
Изготавливать афиши, приглашения и пр.
Слайд 22Группы игровых умений
5 группа
предполагает:
Использование позитивных приемов общения со сверстниками
в
процессе планирования игры
по ее ходу
при анализе результатов
театрализованной постановки.