Слайд 2Букварь - первая учебная книга, которая попадает в руки ребенка.
С нее начинается овладение грамотой. По ней дети учатся читать
и писать. Сегодня я расскажу вам о том, как создавались буквари, по которым учатся все дети нашей страны.
Слайд 3В давние-давние времена дети тоже учились в школе, но читали
они не по букварю и писали они не в тетрадях.
В старину буквы вырезали на деревянных дощечках, а писали в тетрадях, сделанных из бересты. Потом на земле появились книги. Сначала книжные листы делали из кожи животных, а позже их стали делать из бумаги.
Слайд 4Уже в древности люди понимали, как важно уметь читать книги,
потому что, читая книги, узнаешь много важного и интересного. Сначала
книги были рукописные. Их переписывали от руки. Переписывание книг занимало много времени, из-за этого книги были очень дорогие, и их было мало. Со временем люди изобрели машины, которые могли напечатать любое количество книг. И вот на земле появилась первая печатная азбука - азбука Ивана Федорова. Буквы этой азбуки были немного похожи на наши. Но сможете ли вы прочитать, что тут написано?
Слайд 6Второе издание букваря Ивана Федорова.
" Книжка по-греческия "Алфа Вита", а
по русскии "Аз Буки", перваго ради научения детьскаго", выпущена в
1578 г. в г. Остроге.
Слайд 7Печатный станок времён Ивана Федорова
Слайд 8 Назовите первые буквы современного алфавита (А, Б, В, Г,
Д ...). А раньше эти буквы и писались и назывались
совсем иначе. Например: а - аз, б - буки, в - веди, г - глаголь, д - добро, е - есть, ж - жизнь, и - иже, л - люди, с - слово и т.д. Какое слово произошло от названия первых русских букв? (Азбука).
Слайд 9Обучение чтению в те времена занимало 2-3 года. Сначала учитель
заставлял детей запоминать названия букв, затем складывать из них слоги,
потом слова. Например, буки+люди+аз = бла, глаголъ+он = го, = бла-го, слово+люди+он = сло, = бла-го-сло, веди+иже = ви, = бла-го-сло-ви. Я не случайно выбрала такое непонятное слово. Ведь в те времена не было специальных рассказов для детей. И дети учились читать совершенно непонятные им тексты молитв. Представляете, как трудно было тогда научиться читать?
Слайд 10В те далекие от нас времена печатали разные буквари: одни
для детей из богатых семей - цветные, с красивыми нарядными
картинками, другие для бедных крестьянских и рабочих детей. Для простого народа, делали маленькие, плохо отпечатанные, книжки без иллюстраций. Но жили в нашей стране и хорошие добрые люди, которые заботились о детях. Например, Лев Николаевич Толстой в своей усадьбе Ясная Поляна, на свои деньги, организовал школу для бедных крестьянских детей. Специально для этой школы он создал «Азбуку». В нее он включил маленькие рассказы на темы жизни крестьян. Многие рассказы из Азбуки Льва Николаевича Толстого до сих пор используются для обучения детей чтению.
Слайд 13Другой великий русский учитель Константин Дмитриевич Ушинский создал для детей
учебник '"Родное слово". Этот учебник выдержал 147 изданий. Он состоял
из двух книг: "Азбуки" и "Первой после Азбуки книги". В "Азбуке" Ушинский помещает рисунки для изображения их по клеткам, чтобы подготовить ребенка к письму с помощью интересных рисунков. Затем дает прописи, письменную и печатную азбуки. Сначала дети должны были выделять звуки в простейших словах (ау, уа, оса), учились писать буквы, обозначающие их, затем читать написанное.
Слайд 15Буквари постоянно совершенствовались. Ваши прабабушки и прадедушки учились по букварю
Дмитрия и Елены Тихомировых. Этот букварь очень похож на современные
буквари. Его издавали более 160 раз. И сейчас в некоторых школах учатся по букварю Тихомировых.
Слайд 19Когда пошли в школу ваши мамы и папы был создан
новый красочный букварь . Этот букварь оставался практически неизменным на
протяжении 40 лет. По содержанию материал букваря делится на три части: подготовительный, букварный и после букварный периоды. В подготовительный период дети учились различать предложения, слова и слоги. Для этого использовались различные картины, серии рисунков, предметные картинки. В букварный период основная задача была научиться различать звуки и буквы, читать слова и небольшие тексты. В после букварный период - ученики читали интересные занимательные рассказы и стихи.
Слайд 23Перед создателями букварей всегда стояла задача: сделать обучение чтению, письму
и счету более доступным и занимательным. Поэтому появилась Азбука -
веселая учебная книга для обучения ребенка в дошкольный период. К книге прилагались указания для родителей и воспитателей; "Как обучать по Азбуке ребенка 5-6 лет". В этой книге были не только страницы для чтения, но и для занятий математикой, трудом и рисованием.
Слайд 28Что же такое букварь?
Для чего он нужен?