Слайд 1Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения
Маратканова
Т.М.
учитель начальных классов
МБОУ «НОШ № 7»
Слайд 2Компетентностный подход
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика,
а способность организовывать свою работу: ученик должен осознавать постановку самой
задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.
Слайд 3Компетенция
Компетенция – это набор знакомых знаний, умений и навыков, а
компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом
компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств.
Слайд 4Компетенции:
ключевые — относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
общепредметные —
относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;
предметные
— частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, формируемые в рамках учебных предметов.
Слайд 5
Главная задача педагога:
учить детей умению учиться.
Слайд 6Учебно-познавательные компетенции
Виды компетенций:
Слайд 7Задания, используемые на уроках:
1. Исправь ошибки и запиши
предложение.
Шил-пыл у папужке зеренький гослик.
2. Найди лишнее слово в
каждой строке.
Поле, полевой, полочка.
Отрезать, оттаять, отцовский, открытый.
Слайд 8Задания, используемые на уроках:
3. Найди неверно употребленные словосочетания. Запиши верный
ответ.
Дружеский коллектив, дружная улыбка, цветастый фильм, цветной сарафан, дружелюбные ребята.
4. Замени каждый фразеологизм глаголом-синонимом.
Водить за нос, прикусить язык.
Слайд 9Задания, используемые на уроках:
5.Переставь буквы так, чтобы получились названия
учебных принадлежностей.
Уникеб, традеть, зинрека, каруч, нейлика, фельторп.
6.Сочинение сказок, стихотворений,
рассказов по опорным словам.
Слайд 10Коммуникативные компетенции:
• уметь представить себя устно и письменно, написать анкету,
письмо, поздравление;
• уметь представлять свой класс, школу, страну;
•
владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; • иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Слайд 11Задания, используемые на уроках:
Задания на основе образца или подражательные, предполагающие усвоение
правильно построенных конструкций: по образцу из двух предложений составь одно.
Правильно поставь запятую. Образец:
Я не пойду в школу, потому что болею.
На улице дождь.
Я не пойду гулять. Ко мне пришли гости.
Скоро будет мультфильм по телевизору.
Слайд 12Задания, используемые на уроках:
Конструктивные задания.
Творческие задания.
Дифференцированные задания.
Слайд 13Задания, используемые на уроках:
Спишите, разделяя текст на предложения.
Озаглавьте.
На Севере рано наступает зима замёрзли моря не пройти
пароходам через ледяные поля на помощь пришёл ледокол он проложил путь судам.
Слайд 14Дифференцированные задания:
1 уровень:
Запиши ответы на вопросы так,
чтобы получился связный текст на тему «В парке осенью».
Ты был
в парке осенью?
Как изменились деревья, кусты, трава?
Нравится ли тебе гулять по осеннему парку?
Что тебя в нем привлекает?
Слайд 15Дифференцированные задания:
2 уровень:
Составь и запиши связный текст
по опорным словам на тему «В парке осенью».
Аллея, золотые и
багряные краски, листья берез, шуршать, прохладный ветерок, воздух, настроение.
Слайд 16Дифференцированные задания:
3 уровень:
Составь текст-описание на тему: «В парке осенью».
Слайд 17
Социальные компетенции:
• владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей;
уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
• определять свое
место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени; • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
• владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя. Все эти компетенции формируются в комплексе и в разных предметных и «метапредметных» областях. Чтобы перейти к формированию ключевых компетенций, необходимо задать компетенции в деятельностной форме.
Слайд 18Информационные компетенции
Информационная компетенция — это способность при помощи информационных технологий
самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
Слайд 19Информационные компетенции предполагают умения:
работать с устным и письменным текстом;
составлять план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, цитаты, доклад;
составлять на
основании текста таблицы, схемы, графики;
пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками, оглавлениями, атласами, определителями;
пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации (телевиденье, видео-, аудиозаписи);
пользоваться компьютерными источниками информации, Интернет.
Слайд 20Современные технологии:
технология проблемного и проектного обучения;
развития критического мышления;
когнитивного
обучения;
обучения в глобальном информационном сообществе.
Слайд 21Приёмы формирования ключевых компетенций
Слайд 22Приёмы формирования ключевых компетенций
Слайд 23Приёмы формирования ключевых компетенций
Слайд 24Приёмы формирования ключевых компетенций
Слайд 26Виды заданий:
Основа основ – работа с текстом!
Задания направленные на систематизацию
и обобщение
Работа в парах и группах
Проекты, исследования
Слайд 28Работа со словарями
Словарь синонимов, антонимов и омонимов
Словарное богатство русского языка
создаётся не только большим количеством слов, но и наличием слов,
близких по значению, противоположных по значению, огромным количеством устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок.
Словарь иностранных слов
Помогает понять смысл иностранных слов и правильно их употреблять в речи.
Словарь фразеологизмов.
Слайд 29Словарь синонимов, антонимов и омонимов
Словарное богатство русского языка создаётся не
только большим количеством слов, но и наличием слов, близких по
значению, противоположных по значению, огромным количеством устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок.
Словарь иностранных слов
Помогает понять смысл иностранных слов и правильно их употреблять в речи.
Словарь фразеологизмов.
Слайд 30Этимологический словарь.
Этимология – это наука о происхождении слова, его
первоначальном значении (этмос – «истина»).
Работа со словарными словами.
Этимологический анализ
слов
Этапы работы:
Подготовительный этап (корова)
Ориентировочный этап ( «кор» с древнерусского «рог»)
Этап контроля и самоконтроля (корова)
2. Ассоциативный образ имеет в своем написании не вызывающую сомнения букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Слайд 31Распределительные упражнения
Заполни таблицу, выбрав из текста нужные слова с орфограммой
в корне(гласные после шипящих, чередующиеся, проверяемые, непроверяемые)
Слайд 32Закончи предложение:
Простыми называются предложения в которых…, а сложными…
Все части речи
делятся на…
Безударные окончания прилагательных проверяются по …
Слайд 33Задания с ловушкой:
Состав слова:
Пальто, дом, день, столы, парта.
Найди слова, в
которых нет ни одной трудности в написании гласных звуков:
сосна,
волны, дрова.
Слайд 34 Игра «Словесный мячик»:
Один из учащихся «кидает» слово другой «бросает»
проверочное.
Игра «Орфографическая дуэль».
Диктант в парах.
Слайд 35Методы и приёмы обучения
Доклады о писателях
Слайд 36Методы и приёмы обучения
Литературные газеты
Слайд 37
Синквейн
1 строка- 1 существительное
2 строка- 2 прилагательных ( Какой?)
3
строка- 3 глагола (Что он делает? )
4 строка- предложение
5 строка- 1 слово-резюме
(Одно значимое слово)
Слайд 38В. М. Гаршин «Лягушка путешественница»
Лягушка
Лупоглазая, толстая.
Соображает, болтает,
хвастает.
Изобретает необыкновенный способ передвижения.
Путешественница.
Слайд 39УУД
Этапы работы с текстом:
Работа с текстом до чтения.
Работа
с текстом во время чтения.
Работа с текстом после чтения.
Слайд 40УУД
Работа с текстом до чтения:
I этап.
Антиципация
(предвосхищение, предугадывание, прогнозирование предстоящего чтения).
Постановка целей урока с учетом
общей готовности учащихся к работе.
Приёмы: прогноз по названию, прогноз по ключевым словам, мозговой штурм, ориентация предвосхищения, батарея вопросов…
Слайд 41УУД
II этап. Работа с текстом
во время чтения
Первичное чтение текста.
Перечитывание текста.
Анализ текста
Беседа по содержанию текста.
Выразительное чтение.
Приёмы: чтение с пометками (ИНСЕРТ), чтение со СТОПом, ЧТЕНИЕ- СУММИРОВАНИЕ В ПАРАХ, чтение про себя с вопросами. Комментированное чтение,диалог с автором, выделение ключевых слов, ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК…
Слайд 42УУД
III этап. Работа с текстом
после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Знакомство с писателем.
Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Творческие задания
Приёмы: беседа, СИНКВЕЙН, проверочный лист, КЛАСТЕР, различные виды таблиц, проекты, тесты…