Слайд 1
Конспект
по формированию лексико-грамматических средств языка с дошкольниками с
ОНР III уровня речевого развития
в старшей группе
Учитель-логопед Попова
О.Ф.
Бедебей 2016
Слайд 2Тема «Осень»
(фронтальное занятие
по формированию
лексико-грамматических средств языка
с
дошкольниками с ОНР III уровня
речевого развития в старшей группе)
Слайд 3Образовательные цели:
- закреплять и уточнять знания детей об осени,
осенних изменениях в природе;
- расширять и активизировать словарь;
- совершенствовать грамматический
строй речи (образовывать прилагательные от существительных, образовывать существительные в уменьшительно - ласкательной форме).
Слайд 4Коррекционно-развивающие цели:
- развивать координацию движений с речью;
- развивать связную речь;
-
развивать зрительное восприятие;
- развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при
отгадывании загадок;
Слайд 5Воспитательные цели:
- формировать навыки самостоятельности, активности;
- формировать навыки сотрудничества.
Слайд 6Оборудование:
- раздаточный материал - картинки с осенними приметами;
- магнитная
доска;
- рисунки с зашумленным изображением листьев по количеству детей;
- карандаши по количеству детей;
- мяч.
Слайд 7I. Организационный момент.
1. Загадки об осенних явлениях в природе (листопад,
ветер, туча, дождь, лужа, осень)
2. Постановка темы занятия?
(О чем
сегодня на занятии мы будем говорить?)
Слайд 9Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.
(уточняются
знания о названии осенних месяцев, их последовательность)
II. Введение в тему
занятия.
Слайд 11Игра «Приметы осени»
Дети берут из шкатулки картинки с нарисованными приметами
осени и называют их. Каждый ребёнок прикрепляет картинку – примету
к магнитной доске.
Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет. Холодает. День становится короче, а ночь длиннее.
Часто идут дожди. На дорогах лужи.
Дует сильный, холодный ветер.
Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад.
С полей и огородов убирают урожай.
Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.
(На магнитной доске получается картинная схема рассказа об осени)
Слайд 12Картинная схема рассказа
об осени
Слайд 13Игра «Какая погода»
Осенью погода изменчивая. Подумайте, какая она бывает?
Если
пошел дождь, значит погода какая?
- Погода дождливая.
Если светит солнце.
-
Погода солнечная.
Если на улице холодно.
- Погода холодная.
Если дует ветер.
- Погода ветреная.
Слайд 14Физкультминутка
Листопад.
Листопад, листопад,
(выполняют волнообразные движения рук из стороны в сторону)
Листья
осенние тихо кружатся,
(кружатся на носочках)
Листья желтые лежат,
(выполняют наклоны
с движением рук)
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок —
(идут по кругу, шоркая ногами по полу, и произносят звук [Ш-Ш-Ш])
Папа, мама и листенок.
(имитируют подбрасывание листьев вверх)
Шурш, Шуршиха и Шуршонок —
(идут по кругу, шоркая ногами по полу, и произносят звук [Ш-Ш-Ш])
Папа, мама и листенок.
(имитируют подбрасывание листьев вверх)
Слайд 15Работа по картинке – загадке «Что ты видишь?»
У каждого на
столе есть картинка, на которой изображены листья. Они спрятались друг
за друга. Определите и скажите, какие вы видите листья? Каждый называет по одному листочку и обводит его.
Я вижу кленовый лист.
Обводит изображение карандашом.
Я вижу березовый лист.
Обводит изображение карандашом.
Я вижу дубовый лист.
Обводит изображение карандашом.
Я вижу рябиновый лист.
Обводит изображение карандашом.
Слайд 16Игра «Большой - маленький»
Бросаю мяч, и называю большой предмет, дети
называют маленький. (Дети выходят на коврик и встают в круг).
Лист
– листочек, листик,
гриб - грибок, грибочек, ягода – ягодка,
дерево – деревце, куст – кустик, ветка – веточка,
солнце – солнышко, дождь – дождик,
ветер – ветерок, туча – тучка.
Слайд 17Работа по составлению рассказа с опорой на картинки - схемы.
Дети
пробуют составить рассказ с помощью логопеда.
Наступила осень. Стало холодно. День
становится короче, а ночь длиннее. Часто идут дожди, на дорогах лужи. Дует сильный, холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. С полей и огородов убирают весь урожай. Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.
Слайд 18III. Итог занятия.
- Что мы сегодня на занятии с вами
делали?
- О каком времени года мы говорили?
- Что
вам запомнилось?
Как вы работали?