Слайд 1Методика организации трудовой деятельности на прогулке в разных возрастных группах
Слайд 2Труд в жизни каждого человека имеет определяющее значение, поэтому приобщать
ребёнка к труду необходимо уже в дошкольном возрасте. Воспитывать положительное
отношение к трудовым обязанностям, развивать соответствующие умения и навыки у дошкольников в ходе организованных прогулок – трудовой деятельности.
Слайд 3 Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует
их всестороннему развитию. В процессе трудового воспитания решаются следующие задачи:
Прививается любовь к природе, бережное к ней отношение;
Прививается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней;
Укрепляются социальные взаимоотношения со сверстниками, взрослыми;
Расширяется кругозор детей (свойства и качества объектов, взаимосвязи в природе, знания о растениях и животных);
Развитие интеллектуальных умений (подбор инструментов, намечать последовательность действий, распределять их по времени, оценивать результаты труда);
Развитие сенсорного восприятия;
Наблюдательность;
Уважение к людям труда;
Удовлетворение эстетических потребностей.
Слайд 4Педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе на
прогулке
Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение,
если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям:
Организация разнообразного по содержанию труда (уход за растениями, животными, труд на участке, в цветнике, на огороде). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.
Формирование практических навыков и умений в единстве со знаниями (при работе на цветнике воспитатель закрепляет умение узнавать, называть растения, их части; вспоминается процесс посадки растений).
Осознанность труда (раскрытие перед ребенком цели, результата, способов его достижения).
Усложнение трудовой деятельности. Усложнение навыков ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.
Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.
Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления, иначе у него возникнет отрицательное отношение к трудовым заданиям.
Слайд 5По длительности труд на прогулки:
Младшая группа – 5-7 мин.
Средняя
группа – 10-15 мин. с небольшим перерывом в зависимости от характера
труда
Старшая, подготовительная группы – 15-20 мин. с небольшим перерывом в зависимости от характера труда.
Слайд 6На прогулках, предполагающих выполнение трудовых действий, важно формировать у дошкольников
понимание, что труд в природе - это не игра или
развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (очистке веранды от песка, листьев, снега и пр.).
На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы - это результат совместного труда всех.
Труд в природе способствует расширению кругозора детей дошкольного возраста. Выполнение соответствующих заданий требует сочетания как умственных, так и волевых усилий.
Труд дошкольников в природе создает благоприятную среду для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, доставляет им удовольствие и радость. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными.
Слайд 7Формами организации труда детей являются:
Индивидуальные трудовые поручения;
Работа в группах;
Коллективный труд.
Слайд 8Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.
Коллективный
труд - дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно
у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.
Слайд 9В младшей группе : дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух
трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в
кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга
Слайд 10В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять
разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы;
показ и объяснение всего задания – последовательные этапы. При этом у дошкольников воспитываются настойчивость и привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели, формируются навыки несложной коллективной работы.
Слайд 11У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу,
представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты,
самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).
Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.
Детей привлекают к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, поддержанию порядка на прогулочном участке и верандах.
Слайд 12Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию
трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки,
совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа (например, уборка опавших листьев на прогулочном участке) будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента.
Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.
Слайд 13При планировании трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе оптимальной
нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его возможностей. Виды
пруда нужно чередовать с учетом его характера.
Детям надо разъяснить правила безопасного обращения с предметами и выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки.
Слайд 14При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие правила
безопасности:
- летом рекомендуется работать с детьми не в жаркие часы (утром
и вечером);
-материалы, инструменты для детского труда на прогулке должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;
-категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получение травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие;
-предметов вызывающих аллергию и соответствующих возрастным особенностям детей.
-правильная поза детей при труде (при переноске ведерок, леечек с водой, при работе с лопатой, граблями – тело должно быть прямым). Нельзя, чтобы дети находились долго в одной позе, трудовую деятельность в этом случае следует чередовать (рыхление, прополка и подноска воды).
Слайд 15Вывод: Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего
поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей
с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.