Слайд 1СКАЗКОТЕРАПИЯ
Подготовила: воспитатель Комсомольского ДОУ «Сказка» Спасенко А.А.
Слайд 2Актуальность использования
Заключается в том, что в настоящее
время, сказка может служить целям
обучения и воспитания, так как:
обучение посредством сказки не несет
в себе дидактики и нравоучений;
присутствует образность и
метафоричность языка;
психологическая защищённость
(хороший конец);
имеется наличие тайны и волшебства
Слайд 3 Задачи сказкотерапии
Развитие слухового и
зрительного внимания
Развитие наблюдательности
и зрительной памяти
Развитие аналитических способностей
(умения сравнивать, обобщать, находить
причинно-следственные связи)
Развитие фантазии и творческого воображения
Снятие эмоционального и физического напряжения
Развитие умения быстро переключаться
с активной деятельности на пассивную
Развитие умения взаимодействовать с окружающими,
совершенствование коммуникативных навыков
Слайд 4
Требования в работе со сказкой:
Уместность – психотерапевтическую сказку
уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и
ссора детей, непослушание, тревожность и др.). В противном случае можно исказить всю идею.
Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования.
Дозированность – сказкотерапия побуждает к
размышлению. Это длительный
процесс. Поэтому нельзя
«перегружать» детей
психотерапевтическими
сказками, чтобы они не утратили
к ним чувствительность.
Слайд 5
Виды сказок в ДОУ:
Развивающие и обучающие сказки, позволяют
накапливать опыт об окружающем мире, правилах поведения.
Народные художественные сказки,
способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.
Медитативные сказки, помогают расслабиться, снять напряжение.
Диагностические сказки, позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает.
Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.
Слайд 6
Театр авторской игрушки
Пальчиковый театр
Слайд 7
Пластиковые и деревянные персонажи людей и животных
Красочные картины
по сюжету сказки
Слайд 8
1. Ритуал «вхождения в сказку».
2. Чтение сказки.
3. Обсуждение сказки.
4.В конце занятия –ритуал
«выхода из
сказки».
Этапы работы со сказкой:
Слайд 9
1 этап работы:
Ритуал вхождения в сказку
Музыкальное сопровождение, которое
поможет детям настроиться на сказку.
Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную
палочку или волшебный ключ от сказки.
Игра «Волшебный клубочек»,
Стих-е «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!»,
Новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под «волшебным ковром»
В гости приходит Иван-Царевич (кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят: «Почитайте! Почитайте!
Проходим через «Волшебный обруч»- попадаем в сказку.
Слайд 10
2 этап работы:
Чтение сказки
Например, сказка: «Как мышонок стал
храбрым». Далее читаем сказку полностью, без обсуждения – это первый
вариант работы.
Или 2-ой вариант: в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.
Вопросы по анализу сказки:
Почему боялся мышонок?
Помог ли ему справиться со страхом зайчик?
Почему не помог?
Как справились со страхом звери?
Чему удивился Крыс?
Слайд 11
3 этап работы:
Обсуждение сказки
Вместе
с детьми обсуждаем - кого называют храбрым, кого трусливым; чем
отличались герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица, а затем зайчик. Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее мы проговариваем, что ощущаем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не измениться. А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее.
Слайд 12
4-ий этап работы:
Ритуал
выхода из сказки
1-ый вариант: Мелодия для выхода из сказки.
Вариант
2-ой: Дети стоят в кругу и
проговаривают: «Мы стоим рука в руке – вместе мы большая лента, можем мы большими быть, можем маленькими стать, но один никто не будет».
Вариант 3-ий: Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Вариант 4-ый: «Мы берем с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».
ВЫВОД:
«СКАЗКОТЕРАПИЯ в ДОУ»
Это способ
воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе,
способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей.
В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия, творчество.
Детьми усваиваются основные механизмы поиска и принятия решений.
Работа со сказкой направлена непосредственно
на лечение и помощь ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных проблем.
Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.
Слайд 14«Сказка - ложь,
да в ней намек –
Добрым молодцам урок,
Красным
девицам венец!
Вот и сказки конец!»
А кто слушал молодец!..