Слайд 1ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Красота человека
4 класс
Урок 5
Автор: Сидоренкова Любовь Григорьевна
Учитель начальных классов
МБОУ
СОШ № 33 г.Симферополь
Слайд 2Красота человека
Цели: изучить изображения женских образов в картинах русских художников;
провести аналитическую работу по их сравнению; познакомить с идеалами русской
красоты; повторить навыки изображения человека в рисунке; научить изображению элементов народных костюмов; провести психологический настрой занятия; познакомить с терминами «кокошник», «сарафан».
Вид деятельности: рисование.
Планируемые результаты: школьники проанализируют образы на портретах русских художников; повторят специфику выполнения портрета; приобретут знания об изменении идеалов русской красоты; попрактикуются в написании портрета; психологически настроятся на занятия.
Слайд 3Ключевые слова и понятия:
Портрет – произведение изобразительного искусства содержащее изображение
одного или нескольких человек.
Портретист – художник, специалист в области портрета.
Русский костюм - национальная одежда.
Идиллия – небольшое поэтическое произведение изображающее безмятежную жизнь.
Слайд 4Повторение пройденного материала
Что такое жанры в изобразительном искусстве?
Какие жанры изобразительного
искусства вы знаете?
Вы уже занимались рисованием в этом году, к
какому жанру можно отнести ваши рисунки? (Пейзажи.)
Слайд 5Отгадайте загадку
Здесь развешаны картины,
Сколько хочешь ты глазей —
Стенды вот, а
вот витрины.
Нынче ты пришел в музей.
На любой здесь вкус картины.
Что
же любит зритель наш?
Роща с красною рябиной —
Это, милый друг,... .
Лес и поле, луг и речка,
Голубые небеса,
Распрекрасные местечки Смотрим мы по полчаса.
И. Агапова
Слайд 6Беседа по теме урока
Сегодня вы встретитесь с уже знакомым вам
жанром изобразительного искусства. Чтобы вспомнить его, вам также придется отгадать
загадку.
Мы картины очень любим
И на все дадим ответ:
Вот девчонка в пестрой шубе —
Это, милый друг, ...
Нарисована здесь мама,
Дед и бабушка за ней.
Мы портреты вставим в рамы
И повесим на стене.
И. Агапова
Слайд 7Психологический настрой
Прежде чем вы начнете изучать портреты великих художников России
и создавать свои рисунки, давайте настроимся на занятие. Сядьте удобно,
откиньтесь на спинки стульев. Сделайте сколько глубоких вдохов и выдохов. Прикройте глаза.
Педагог произносит фразы, которые школьники повтор за ним.
Мне нравится работать на уроках изобразительного искусства.
Я умею различать картины по их жанрам и могу рассказать о них.
Мне нравится изучать картины великих художников.
Мне нравится заниматься рисованием.
Мне нравится заниматься аппликацией и конструированием.
Мои руки станут умелыми.
Я старательно выполняю все задания.
Я стараюсь делать все, что просит педагог, и научусь делать все очень хорошо.
Прошу вас глубоко вздохнуть и открыть глаза.
Слайд 9Знакомство с произведениями искусства
Художник Иван Петрович Аргунов был крепостным, управляющим
дворцами графа Шереметева.
И. Аргунов был талантлив, талант его заметили,
ему доверяли рисовать портреты господ и даже русских цариц. Главным жанром, в котором он работал, был портрет . Аргунов стремился показать в портретах природную силу и достоинство человека.
Слайд 10Знакомство с произведениями искусства
Но одной из его лучших работ стал
портрет не графа или царицы, а крестьянки Московской губернии, репродукция
которая размещена в учебнике. Мастер создал чистый, ясный образ русской женщины со спокойной и доброй душой. Этот портрет отличается четкостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов.
Слайд 11Знакомство с произведениями искусства
Вторая картина называется «Северная идиллия», ее автор
художник Константин Алексеевич Коровин. Слово идиллия означает согласованность, идеальный образ.
И действительно на своей картине художник передает характер такой идиллии.
Слайд 12Актуализация знакомого материала
Во многих книгах вы уже встречались с описанием
образа девушки или женщины — русской красавицы.
Я напомню вам
один знаменитый отрывок — описание царевны Лебеди из сказки Пушкина.
Тут она, блестя крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты.
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась.
И сама-то величава,
Выступает, будто пава.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Слайд 13Актуализация знакомого материала
А вот описание русской крестьянки, которое создал другой
русский поэт — Н. Некрасов.
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, —
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнцем осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»
...Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
Слайд 14Самостоятельная работа
. Начинайте рисунок портрета анфас с овала (он может быть более
или менее продолговатым, в зависимости от формы головы), разделенного линией
пополам по вертикали. Горизонтальная линия также будет делить овал пополам, проходит она на уровне переносицы и внутреннего угла глаза - слезницы. Пересечение этих линий, образующих так называемую крестовину, будет контрольной точкой, от которой нужно строить остальные части лица. Чтобы соблюсти верные пропорции лица, необходимо определить отношение его ширины к высоте.
Слайд 15Самостоятельная работа
Намечаем все части лица, Нос по высоте лица укладывается
приблизительно три раза и имеют форму призмы.
Изображая глаза, нужно помнить
о том, что у каждого человека они имеют индивидуальный рисунок. Он определяется величиной глазных яблок и тем, как они расположены в глазничных впадинах. Разрез глаз также различается. Расстояние между глазами равно размеру одного глаза. Исключения зависят от физиологических особенностей человека, к примеру близко или далеко посаженных глаз.
Рисуем линию рта. Намечаем уши.
Слайд 16Самостоятельная работа
Далее намечаем расположение зрачка, ширину открытой части глаза, толщину
верхнего и нижнего века. Делаем очертания носа более реалистичными. Рисуя
рот, учитывайте то, что его ширина всегда больше ширины основания носа. Намечаем рисунок губ, показываем их характер.
Мочки ушей при ненаклоненной голове изображаются чуть выше линии рта, а их верхние точки - немного ниже линии бровей.
Слайд 17Самостоятельная работа
Прорабатываем все части лица более детально.
Определяем теневую сторону лица,
тоном помогаем выявить форму. Усиливаем тон в местах, где форма
уходит в тень: на скуле, левой части лба, подбородке, верхней губе, левом крыле и внизу носа, на шее. Поверхность лба делится на несколько плоскостей - переднюю, боковые и верхнюю. Ориентиром при этом служат лобные бугры. Следует тоном показать границы этих плоскостей.
Детально нужно проработать нос, так как он находится к нам ближе всего и контраст свети и тени на нем будет наиболее явным. На конечном этапе в некоторых местах следует детально проработать волосы, а также сделать выразительные глаза, наметить линию плеч.
Слайд 18Рефлексия
Что такое пейзаж?
Что такое портрет?
Назовите вид работы, которым вы занимались
сегодня на уроке.
Какие принадлежности вам понадобились?
Какие портреты вы рисовали?
Какие
правила надо выполнять при рисовании портрет.
Какие детали народных костюмов вы использовали в ваш портретах?
Удалось ли вам передать характеры героинь, которых вы нарисовали?
Слайд 19сочинение синквейна
Сегодня вы будете создавать синквейн на тему «Портрет».