Слайд 2«Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил,
обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать
учителя.
Обучать – это значит всё
усвоенное, в свою очередь, пересказывать товарищам
или всякому желающему
слушать».
Я.А.Коменский
Слайд 3организованный диалог
коллективное взаимообучение
обучение в сотрудничестве
Эта технология разрабатывалась
А.Г. Ривиным в 30-е годы нашего века, В.К.Дьяченко в
90-е,
а также тремя группами
американских педагогов
Р.Славиным; Р.Джонсоном и Д.Джонсоном; и Э.Аронсоном
Технология КСО имеет различные названия:
Слайд 4«Образование
в течение жизни»-
вот направление
сегодняшнего дня.
Слайд 5Гуманизация обучения предполагает преодоление стереотипов мышления, поиск более гибких форм
организации деятельности учащихся. Одной из таких форм является коллективная.
Слайд 6 Организационная структура учебного процесса и стадии её
развития
Слайд 7
Основная идея технологии КСО - создать условия для активной совместной
учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
Учиться вместе, а не
просто что-то выполнять вместе –
вот суть данного подхода.
Слайд 8Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой
обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит
каждого.
Слайд 9Специфика коллективных способов состоит в соблюдении следующих принципов:
наличие сменных пар
учащихся
их взаимообучение
взаимоконтроль
взаимоуправление.
Слайд 10Особенности методики КСО в сравнении с ГСО (по В. К.
Дьяченко)
Слайд 11В основе КСО лежат следующие дидактические принципы:
принцип завершенности обучения: ученик
имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно
усвоив предыдущий;
интернационализация процесса обучения: обучение должно происходить на языках, представители которых принимают участие в учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение культур на базе предметного изучения того или иного языка;
дифференциации: каждый из обучаемых может работать согласно своим способностям и возможностям;
всеобщего сотрудничества и взаимопомощи: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;
разновозрастности и разноуровневости: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;
разнообразия тем (заданий, формул): с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;
педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, и этому необходимо учиться в самом процессе обучения;
непрерывности и безотлагательности: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.
Слайд 12В свое время А. Г. Ривин разработал несколько методик КСО,
применяемых в различных ситуациях:
изучение текстового материала по любому учебному предмету;
взаимообмен
знаниями решение задач и примеров по учебнику;
взаимные диктанты;
разучивание стихотворений в сменных парах;
выполнение упражнений в парах;
работа по вопросникам;
изучение языков.
Технологическая схема КСО.
Слайд 13Подготовительный этап в работе по организации коллективной формы обучения.
Слайд 14 Признаки характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся:
наличие у всех
учащихся общей цели;
разделение труда, функций и обязанностей;
работа строится на
сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи;
участники работы привлекаются к учёту и контролю над её выполнением;
работа каждого приобретает общественную значимость.
эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого;
деятельность каждого ученика становится общественно полезной.
Слайд 15
На первом этапе школьники должны изучить правила общения:
отвечая на вопрос
учителя, ученик обращается ко всему классу, а его товарищи должны
повернуться к нему лицом;
ученик, отвечавший на вопрос учителя и допустивший ошибку, имеет право сам вызвать ученика для её исправления;
исправляя ошибку товарища, надо смотреть на него (при этом используется диалогическая форма общения);
для рецензирования и комментирования ответов можно выбирать самому напарника.
Слайд 16Учащимся также необходимо приобрести навыки:
читать вполголоса так, чтобы самому понимать
текст и чтобы партнёр его понимал;
говорить вполголоса, но внятно;
слушать внимательно
партнёра, который читает или говорит, помогая ему исправить речь и точно сформулировать мысль;
задавать вопросы по существу, обсуждая тему;
управлять процессом работы пары и группы.
Слайд 17При КСО совершенно меняется вся структура организации работы, система взаимоотношений
учащихся с учителями и между собой. Этот способ организации обучения
даёт возможность не только работать каждому в своём темпе, но и почувствовать себя в чём-то сильным, способным, участливым, необходимым другим, так как при этой системе каждый обучает каждого, каждый помогает каждому, школьники лучше узнают друг друга.
Слайд 18«Человек не может
по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».
Чарльз
Диккенс