Слайд 1Воспитание и развитие бытовых навыков
у учащихся с ЗПР
Выпускная работа
слушателя краткосрочных курсов повышения
«Актуальные проблемы обучения и воспитания в специальных
(коррекционных) классах VII при общеобразовательных учреждениях»
Выполнена:
Незамединовой Заремой Михайловной
учителем начальных классов
Слайд 2Цель воспитания и развития бытовых навыков
Создание наиболее эффективных условий
для эффективного формирования бытовых навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной
жизни и успешной адаптации в социум детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 3Задачи воспитания и развития бытовых навыков
Формировать и закреплять бытовые навыки
в трудовой, практической, индивидуальной и коллективной деятельности.
Формирование основы ориентировки в
окружающем мире.
Привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.
Создание основы для проявления самостоятельности в дальнейшей жизни. Учить бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами домашнего обихода, предметами гигиены, накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах.
Развитие и коррекция двигательной моторики, системы профилактических умений по охране здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни
Содействовать воспитанию ответственности, дисциплины, внимательного отношения к себе и людям, толерантность.
Слайд 4Что относится к бытовым навыкам ?
Безопасность жизнедеятельности.
Культура поведения и общения.
Гигиенические
навыки.
Ориентирование в окружающем мире.
Отдых и досуг (я и моё свободное
время).
Охрана здоровья.
Питание.
Слайд 5
Формы организации работы
Игры (дидактические, сюжетные, имитирующие, компьютерные)
Беседы.
Практические занятия.
Экскурсии.
Прогулки.
Походы.
Наблюдения
Просмотр
кино и видеоматериалов.
Общение со сверстниками.
Занятия в кружках, спортивных секциях.
Участие
детей в различных конкурсах.
Слайд 6В системе образования педагогическая помощь этим детям реализуется в разных
организационных формах.
Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных
учреждениях и в учреждениях «Начальная школа — детский сад» трех видов:
компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными отклонениями в развитии;
комбинированного, имеющего как группы (классы) для нормально развивающихся детей, так и группы (классы) компенсирующего вида;
общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии.
Слайд 7Длительность обучения практическим навыкам каждого учащегося зависит от его индивидуальных
особенностей развития. Между тем грубые нарушения моторики, эмоционально – волевой
сферы, не позволяющие некоторым учащимся освоить практические умения и навыки, не исключают их пассивного соучастия в занятиях с другими детьми и выполнения отдельных операций с помощью педагога.
Реализация намеченных мероприятий по специальной, воспитательной коррекционно-педагогической программе существенно повысит уровень развития воспитанников школы – интерната, приведёт к снижению роста негативных явлений в детской среде, способствует развитию способностей детей с ОВЗ, формированию бытовых умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении.
Такой подход позволяет развивать познавательную деятельность детей, помогают им лучше усваивать получаемые сведения.
Слайд 8Педагог в школьных учреждениях для детей с ЗПР является организатором
различных социальных структур для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной
помощи детям с ЗПР по их коррекции и социальной реабилитации.
педагогическая деятельность - это та работа, направленная на помощь ребенку и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.
Слайд 91.Андреева С.В. Мониторинг социализации воспитанников – Волгоград: Учитель, 2013. –
111с.
2. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с
отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов педвузов – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 222с.
3.Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектол. факультетов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994. – 242 с.
4.Воронкова В.В. Социально – бытовая ориентировка учащихся 5 – 9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 247с. – (Коррекционная педагогика).
5.Гладкая В.В. Социально – бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 192с. – (Коррекционная школа).
6.ДевятковаТ.А.Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя; под. ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 302 с. – (Коррекционная педагогика).
7.Исав Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростов Руководство. – СПб.: Речь, 2003. – 391с.
8. Коррекционная педагогика №6, 2012.: Научно – методический журнал.
9.Коркунов В.В. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ: методические рекомендации. – Екатеринбург, 1999. – 37 с.
10.Коркунов В.В. Индивидуальный поход к учащимся в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида. – Екатеринбург, 2005. – 128 с.
Слайд 10Все воспитание детей сводится к доброму примеру.
Живите хорошо или
хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха
в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.