Слайд 1Приемы работы с учащимися начальной школы
по организации внимания
Слайд 2По данным Министерства Образования РФ, среди детей, достигших школьного возраста
свыше 60 % относятся к категории риска школьной,
соматической и психофизической дезадаптации, и около 35 % из них обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы. Год от года наблюдается тенденция роста численности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 3В общеобразовательной школе в категорию проблемных
попадают дети:
труднообучаемые;
«зоны риска»;
с отклонениями в развитии;
с
отклонениями в поведении.
Слайд 4НЕМНОГО ИСТОРИИ
Несколько десятилетий назад дети не
имели естественного
для любого человека права: непринужденно выражать свои мысли и чувства.
В школах все в один голос учили детей безропотно занимать свое крохотное и весьма незначительное место в этом мире.
Слайд 5ЭТИМ НЕ ДОБЬЁШЬСЯ
ХОРОШЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
Крики.
Авторитарный стиль общения.
Словесное оскорбление
(унижение, высмеивание).
Рукоприкладство.
.Выставление двоек за поведение.
Удаление из класса.
Вызов директора или завуча.
Слайд 6ЧТО ВЛЕЧЁТ ЗА СОБОЙ ПРИМЕНЕНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ КРАЙНОСТЕЙ?
Дисциплинарные крайности:
подавляют
самые искренние порывы ребёнка
угнетают воображение
творческий потенциал
любознательность
интеллект
Слайд 7НЕ ТРЕБУЙ ОТ РЕБЁНКА!
Нельзя требовать от детей, чтобы они
без ущерба для своей психики вели себя как взрослые:
бесконфликтно,
тихо, примерно.
Слайд 8ПЕРВЫЕ ШАГИ В ШКОЛЕ
В первый класс ребенок
приходит с имеющимся представлением правильного и неправильного
поведения.
Поэтому с самого первого дня обучения
мы одновременно начинаем воспитывать и прививать навыки дисциплины.
Дисциплина на уроке - это действия учеников в соответствии с нормой поведения.
Слайд 9АКТЁРСКОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ
Жесты, мимика, интонация, юмор,
нестандартные обращения к ученикам,
перемещения по классу –
все это
составляет
актерское мастерство учителя.
Неожиданные ходы на уроке действуют на ребенка сильнее угроз, крика, двоек.
Слайд 10ДЕТИ НА УРОКЕ
Педагоги знают: как начнешь урок, так
он и продолжится.
Включить в работу детей разных категорий — важная задача учителя.
Чтобы не было шума, ненужных разговоров, необходимо сделать так, чтобы детям было интересно на уроке.
Слайд 11ГЛАВНЫЕ СОВЕТЫ
Никогда не начинайте урок, если в классе
нет полной тишины.
Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте
ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Слайд 12ОБЩЕИЗВЕСТНЫЕ
ПРИЁМЫ
Использование разнообразных дидактических игр
Смена заданий, видов упражнений, форм работы,
переключение внимания учащихся.
Поощрение ребят на уроке за
правильно поднятую руку, красивую посадку, хорошее поведение.
Своевременная похвала за правильное поведение ребёнка, за правильно выполненное задание,
поручение, за активность.
Слайд 13ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
НАСТРОЙ
Каждый урок начинается с настроя на урок.
В чем
может проявляться настрой на урок:
1. Посылка ребенком самых добрых пожеланий
самому себе, чтобы он смог состояться на уроке.
2. Посылка пожеланий самому уроку, чтобы он смог оправдать надежды, которые дети возлагают на него
3. Индивидуальное, выборочное обращение учителя к кому-нибудь, кто особо нуждается в этом, от которого учитель ждет большего старания, творчества, большей активности.
Слайд 14
4.Ожидание учителем радости, которую доставят ему ученики своей сосредоточенностью,
сообразительностью, творчеством.
5. Добрая улыбка учителя иногда может стать настроем на урок.
Слайд 15 ПРАКТИКУМ
Задание для
практической работы.
Придумайте варианты психологического настроя на урок, если
видите, что класс не готов к работе.
Слайд 16 МЕДИТАТИВНЫЕ
ПРИЕМЫ НАСТРОЯ
"Все будет хорошо!".
Учащиеся с
закрытыми глазами настраивают себя на то, что они справятся
с предстоящей контрольной работой (диктантом, тестом и т.п.
2. "Робот".
Младшие школьники с закрытыми глазами представляют себя в роли робота. Затем учитель просит детей найти у "робота" кнопку, которая поможет им быть на уроке успешным. Ребята находят у себя эту кнопку, нажимают на нее. Через некоторое время по просьбе учителя открывают глаза.
Слайд 17 ВОЛШЕБНАЯ ПОЛЯНА
Вырезать красивые цветы разного цвета.
Педагог.
На улице
осень, отцвели цветы, осыпались листья. Все эти цветы раньше
росли на большой солнечной поляне. Представьте, что наш класс и есть волшебная поляна.
Прикрепите цветок там, где вам понравитсяПосмотрите — в комнате стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши цветы.
Пусть так будет всегда!
Слайд 18 ДЕРЕВО ДОСТИЖЕНИЙ
Педагог.
Обратите внимание на наше одинокое
дерево.
У каждого из вас есть листочки разного цвета.
Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Те, кто выбрал красный, — желают общаться.
Желтый — проявят активность.
Синий — будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий
Слайд 19ДИСЦИПЛИНА В ТЕЧЕНИЕ
УРОКА
Во время урока необходимо следить за дисциплиной.
Любое «отключение»
внимания учителя ведет к шуму, разговорам и т.д.
Как исправить такие ситуации?
Слайд 20 ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ
ВНИМАНИЯ
В разгар неделового шума попробуйте
четко
произнести:
«Все встали!» — и встать самому. (Или наоборот: «Все сели!» — и сесть самому.)
Если до этого вы стояли, то предварительно сесть (и наоборот).
Следующая ваша реплика должна быть неожиданной, например: «Посмотрели на потолок!»
(варианты: улыбнулись, почесали в затылке, сели на корточки и т.д.).
При этом нужно обязательно и самому выполнить команду: посмотреть на потолок, почесать в затылке и т.д.
Слайд 212.Не стараясь перекричать шум, а, наоборот, очень тихо, себе
под нос учитель бубнит: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… поднимите
правую руку“.
Некоторые ученики наверняка насторожатся.
Учитель продолжает: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… поднимите обе руки“. В воздух поднимается несколько пар рук.
“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… – все так же тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, — хлопните в ладоши два раза“. Раздаются хлопки, которые настораживают даже тех, кого и громким голосом не сразу дозовешься.
“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… встаньте“. Встают уже все. В аудитории идеальная тишина: муха пролетит — слышно будет.
“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… сядьте. Внимание ко мне!» Все садятся.
Чуть повысив голос (но не напрягая его), учитель продолжает урок.
Слайд 22ГАЛЕРКА
Галерка бывает особенно громкой (шумной), когда учитель сам говорит громко.
Попробуйте перейти на шепот или на басы. Не смущайтесь, если несколько
первых реплик потонут в общем гаме. Продолжайте как ни в чем не бывало, и ученики постепенно, один за другим, реагируя на непривычное, начнут-таки к вам прислушиваться.
Можно также вдруг начать говорить с каждым словом все медленней и медленней — увеличивая паузы и растягивая гласные (в первую очередь, те, что под ударением).
В любом случае смена звукового ряда вашей речи заострит слух учеников и привлечет их внимание к вам.
Слайд 23Галерка существует хотя бы потому, что есть авансцена.
Уйдите с авансцены в конец класса, и галерка
превратится в партер.
Но это не значит, что первые парты тут же превратятся в галерку.
(Первые парты — это особые парты, хотя бы потому, что рядом с ними доска.)
Более того, внимание сидящих на первой парте к вам повысится, вы увидите это по повороту детских голов на 180 градусов.
КОРРЕКЦИЯ
Помимо специальных приемов, которые
применяет учитель, и сами учебные задания должны быть направлены на активизацию внимания. Задания должны быть построены таким образом, чтобы ребенок захотел их выполнить.
Учителю проще дать задание с односложной инструкцией, не создающей проблемы для ее выполнения.
Слайд 25 ЗАДАНИЯ С ОДНОСЛОЖНОЙ
ИНСТРУКЦИЕЙ
Реши
примеры:
15 + 6 =
25 + 4 =
30 – 12 =
45 – 32 =
Вставь пропущенные буквы:
М…локо,
в…р…бей,
л…пата,
г…род, …
Слайд 26
Задания такого типа и для детей с высокими
учебными возможностями
и для детей с
низкими учебными возможностями не
представляют
интереса.
Они не способствуют повышению учебной
мотивации, не развивают познавательные
процессы, не дают стимула для включения
ребенка в работу.
Слайд 27
Представим некоторые приемы
работы, направленные на активизацию
познавательной деятельности, значит
и внимания, на основе программного
материала по русскому языку и математике, чтению и развитию речи.
русский язык
Цель задания: коррекция и развитие зрительного восприятия,
концентрации и устойчивости внимания через работу над деформи
рованными словами.
Инструкция:
читай слово через букву
РПАОБНОГТПАЬ
МВАЫШУИОНТАЮ
Слайд 29Инструкция:
читай слово по фрагменту
ДОРОГА МОРОЗ ВОРОНА
Слайд 30Инструкция:
поменяй порядок букв, чтобы получилось слово
ИАМЗ
ЕКАР НИАС СТЛИ
Слайд 31Инструкция:
найди слово в строке
ЛТРМИИЬЧАСЫБЛОШЬТД
ДЖБШТЧСАРБУЗЖЭЗХЪЮ
ДБЬТЧЗЕМЛЯЛТРВНИТРИ
Слайд 32 Варианты заданий к прочитанным словам:
Выдели орфограммы,
подбери проверочные слова;
Составь предложение с данным словом;
Выполни звукобуквенный анализ;
Выполни разбор слова по составу.
Любой вариант заданий в зависимости от изучаемой темы.
Слайд 33 Активизация внимания детей
???
Подумайте, какое задание можно выполнить
в этом упражнении.
Попробуйте сами составить
инструкцию к упражнению.
Предмет: математика
Цель задания: коррекция и развитие зрительного восприятия,
концентрации и устойчивости внимания через работу над
таблицами с математическим содержанием.
Инструкция:
найди числа от 1 до 24;
узнай какие числа пропущены;
Слайд 35Инструкция:
найди числа в геометрической
фигуре
30
9
25
22
34
12
4
Слайд 36Инструкция:
сосчитай количество предметов
Слайд 37
Инструкция:
найди пары чисел по линиям
Слайд 38 Варианты заданий с найденными
числами
составь и реши примеры;
составь и реши задачу;
сравни числа;
построй отрезки с данными величинами.
Любой вариант заданий в зависимости от
изучаемой темы.
и развитие речи
Цель задания: коррекция и развитие
концентрации и устойчивости внимания через работу над
формированием навыка чтения
Инструкция:
возьми из слов только первую букву,
составь новое слово
кукла окно трава
лес она корова старт
Слайд 40Инструкция:
Найди слоги одного слова. Прочитай слова.
бок
по сум
сте
ка клу вар
пе на нал
Слайд 41Инструкция:
добавь слова по смыслу
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый
… .
На заборе поутру кукарекал … .
Дочерей и сыновей учит
хрюкать … .
Слайд 42 Варианты заданий к прочитанным словам
выполни звукобуквенный анализ
слов;
Замени одну букву в слове, чтобы получилось новое слово;
подбери к
словам-предметам слова-признаки, слова-действия;
составь с данными словами предложение;
назови названные слова ласково;
назови слова во множественном числе;
Любой вариант заданий в зависимости от
изучаемой темы.
Слайд 43Инструкция:
смотри на картинки, запоминай стихи
Слайд 44Инструкция:
составь рассказ по схеме
Слайд 45К.Д.Ушинский
“Избранные
педагогические сочинения”
“Если мы ввели
… порядок и стройность в
занятиях … не оставляя ни на одну минуту, ни одного дитя без дела, если мы сумели сделать занятия занимательными для ребенка, внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей, сделали эти обязанности не слишком трудными, если, наконец, нравственная природа наша такова, что дети могут полюбить нас, - то классная дисциплина в наших руках.”