Слайд 1Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Подготовила воспитатель первой категории старшей группы Туваева
Елена Михайловна
2018г.
Выкса
Слайд 2Здоровьесберегающие технологии - это
Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех
факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех
этапах обучения и развития
Слайд 3Актуальность
гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушение зрения
и т.п.)
детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в
семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)
тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации)
Слайд 4Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
Предоставить ребенку высокий уровень здоровья, обеспечив
его необходимыми умениями, навыками, заложив в него основы культуры здоровья.
Достижение этой цели происходит через обучение воспитанниками основ гигиены, безопасного поведения, разумного отношения к своему здоровью
Слайд 5Задачи здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
Сформировать здоровьесберегающее поведение в ДОУ
Развивать дружеские
взаимоотношения через игру и общения в повседневной жизни
Корректировать проявление эмоциональных
трудностей у детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка)
Объединить усилия воспитателя и родителей для создания максимально комфортных условий обучения и сохранения здоровья
Слайд 6Принципы здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
Создание образовательной среды, обеспечивающей атмосферу доброжелательности,
веры в силы ребенка, индивидуальный подход
Творческий подход к процессу обучения
Осознание
ребенком успешности в любых видах деятельности
Обеспечение мотивации
Комплексная система закаливания
Слайд 7Система здоровьесбережения в ДОУ:
оздоровительные режимы;
комплекс закаливающих мероприятий (хождение по
“дорожкам здоровья”, пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
непосредственная
образовательная деятельность по физической культуре;
оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки;
организация рационального питания;
медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
Слайд 8Использование здоровьесберегающих технологий:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Технологии обучения здоровому образу
жизни
Коррекционные технологии
Слайд 9Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Гимнастика
Релаксация
Подвижные игры
Спортивные игры
Слайд 10Технологии обучения здоровому образу жизни:
Занятия физической культурой
Точечный самомассаж
Коммуникативные игры
Слайд 11Коррекционные технологии:
Психогимнастика
Сказкотерапия
Арт-терапия
Фонетическая ритмика
Слайд 12Релаксация
Специальные подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего
организма
Дети учатся ощущать свои эмоции, расслабляться
Слайд 13Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
способствует
овладению навыками мелкой моторики
помогает развивать речь;
повышает работоспособность головного мозга;
развивает
психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
развивает тактильную чувствительность;
снимает тревожность
Слайд 14Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика благотворно действует на центральную нервную систему. Когда
ребенок просыпается утром, то клетки коры его головного мозга находятся
еще в полу заторможенном состоянии. Это проявляется в сонливости, некоторой скованности движений, иногда в капризах. Во время гимнастики в работающих мышцах возникают раздражения, передающиеся по центростремительным путям в головной мозг. Эти нервные импульсы возбуждают жизнедеятельность клеток коры больших полушарий. Поэтому после гимнастики появляется чувство бодрости, повышается работоспособность.
Слайд 15Дорожки здоровья
Дорожка здоровья в детском саду предназначена для разнообразного воздействия
на детские стопы. Как известно, на них располагается огромное количество
активных точек, стимуляция которых позволяет положительно влиять на прохождение разных процессов внутри организма, а также на работу органов и систем. Дорожку здоровья можно сделать своими руками
Слайд 16Гимнастика для глаз
Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать
и сохранять. Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным
воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. Для этого существует гимнастика для глаз. Гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
Слайд 17Подвижные и спортивные игры
Подвижная игра – это сложная, двигательная, эмоционально
окрашенная деятельность, обусловленная правилами.
Подвижные игры по содержанию и форме являются
эстетической деятельностью (точность, слаженность, ловкость, выразительность движений). У детей появляется чувство удовольствия от самого двигательного процесса (от четкого построения).
Слайд 18Динамическая пауза
Динамическая пауза – это кратковременное (в течении 1-2 минут
мероприятие), которое способствует укреплению организма ребенка, повышает его работоспособность.
Функции:
Развлекательную –
создают благоприятную атмосферу
Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества
Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их.
Слайд 19Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика:
Улучшает носовое дыхание
Ликвидирует заболевания верхних дыхательных
путей
Улучшает состояние сердечно-сосудистой системы
Улучшает зрение, память
Ликвидирует различные
неврозы
Улучшает работу органов пищеварения
Укрепляет сосуды на ногах
Улучшает звучание голоса
Слайд 20Физкультминутки
Для ребёнка вся жизнь протекает в игре. В игре он
учится, в процессе игры мы его воспитываем и развиваем.
Что же
это такое-физкультминутки для дошкольников? Это время для веселья, стихов и движения. Чтобы детишки хорошо росли и развивались, им просто необходимы такие чудесные подвижные физкультурные минутки.
Физкультминутка — кратковременные физические упражнения, проводятся в перерыве между занятиями.
Слайд 21Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья
детей
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе, освещающие вопросы
оздоровления (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры)
Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ
Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения
Слайд 22Результаты внедрения здровьесберегающих технологий в ДОУ
Для детей:
Сформированные навыки здорового образа
жизни
Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям
Улучшение показателей
здоровья и показателей физической подготовленности
Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни
Для родителей:
Сформированная активная родительская позиция
Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья
Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ
Слайд 23Вывод:
Здоровьесберегающим технологиям должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном
возрасте, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья,
это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольникам методам приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом дошкольном возрасте отмечается более тесная связь с семьей и воспитателем, что помогает наиболее эффективно воздействовать на ребенка и на членов его семьи