Слайд 1ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
практикум
Слайд 2ЛЮДИ ПЕРЕСТАЮТ МЫСЛИТЬ,
КОГДА ПЕРЕСТАЮТ ЧИТАТЬ.
Д.ДИДРО
Слайд 3ЧТЕНИЕ - ЭТО НЕ ТОЛЬКО УМЕНИЕ ПЕРЕВОДИТЬ БУКВЫ В ЗВУКИ,
НО И УМЕНИЕ
- ПОНИМАТЬ,
- ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ,
- ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТЕКСТ.
Слайд 4 ФГОС НОО предполагает воспитание
и развитие качеств
личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации,
способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности.
Слайд 6
3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.
Результат:
понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации
2) Во время чтения текста
– изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста
до чтения текста
– просмотровое чтение
Результат:
предвосхищение чтения, создания мотива для чтения
Три этапа работы с текстом.
Слайд 8КЛАСТЕР - СПОСОБ ГРАФИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛА, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ СДЕЛАТЬ НАГЛЯДНЫМИ ТЕ
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, КОТОРЫЕ ПРОИСХОДЯТ ПРИ ПОГРУЖЕНИИ В ТУ ИЛИ ИНУЮ
ТЕМУ.
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
Слайд 10МЕТОД МЫШЛЕНИЯ,
РАЗРАБОТАННЫЙ ЭДВАРДОМ ДЕ БОНО.
Метод шести шляп позволяет структурировать
и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную,
так и коллективную.
Автор разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. "Надевание" шляпы фокусирует мышление, "смена" шляпы изменяет его направление.
Слайд 11Шесть шляп – шесть разных способов мышления.
Красная шляпа означает эмоциональное мышление, черная – критическое, желтая –
оптимистичное, зеленая шляпа – это творчество, синяя шляпа отвечает за управление мышлением, а белая шляпа – за факты и цифры.
Де Боно предлагает «примерить» каждый головной убор и научиться думать разными способами.
Слайд 12Метод «шести шляп мышления»
в школе может использоваться
для разностороннего анализа
каких-либо явлений,
для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии
или изучения достаточно большой темы и т. д.).
Класс делится на шесть групп.
Каждой группе вверяется одна из шести шляп и предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя
из цвета шляпы.
Слайд 13БЕЛАЯ ШЛЯПА
Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без
субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения,
но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев рассказа» и др.
Слайд 14КРАСНАЯ ШЛЯПА
Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального
состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким
именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа.
Слайд 15ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА
Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны
и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто
сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.
Слайд 16ЧЕРНАЯ ШЛЯПА
Противоположность желтой шляпе.
Нужно определить, что было трудно, неясно,
проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл
заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.
Слайд 17ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА
Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было
бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в
новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.
Слайд 18СИНЯЯ ШЛЯПА
Это – обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем»
русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти
обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.
Слайд 21 Заяц писал свои заячьи письма на опавших листьях. Но однажды
ветер унёс все листья. И красные, и жёлтые…
С той поры,
если заяц видит жёлтую или оранжевую бабочку, он всегда говорит: «Это, наверное, летит моё самое красивое слово…