Слайд 1психодиагностика
Истории психодиагностики больше 100 лет. За этот период она превратилась
в развитую область психологии, имеющую крепкие связи с другими областями
этой науки
Слайд 2Психологическая диагностика — наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации
психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих
методов в практических целях. http://r01.twirpx.net/022/022586
Выделяют две функции психологической диагностики — научную и практическую.
Научная - представляет собой деятельность, но конструированию психодиагностических методик.
Практическая - реализуется практическими психологами, использующими диагностические методики. Психодиагносты-практики измеряют, анализируют, оценивают индивидуальные особенности человека или выявляют различия между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.
Слайд 3Типы диагностических методик
формализованные методики:
♦ тесты;
♦ опросники;
♦ методики проективной
техники;
♦ психофизиологические методики.
методики малоформализованные:
♦ наблюдение;
♦ беседу;
♦ анализ продуктов
деятельности.
Слайд 4Тесты http://www.pedlib.ru/Books/1/0198/1_0198-7.shtml
тест – один из методов измерения в психодиагностике наряду
с такими, как проективные методы, стандартизованные самоотчеты, интервью, аппаратурные методы
и др.;
во-вторых, это метод измерения свойств личности и особенностей интеллекта;
в-третьих, это метод измерения, который характеризуется высокой степенью объективности, надежности и валидности.
Слайд 5Классификации тестов по форме и по содержанию.
По форме тесты
могут быть:
- индивидуальные и групповые,
устные и письменные;
бланковые, предметные,
аппаратурные и компьютерные;
вербальные и невербальные (практические).
По содержанию тесты обычно делятся на следующие классы, или направления:
♦ тесты интеллекта;
♦ тесты способностей;
♦ тесты личности;
♦ тесты достижений.
Слайд 6Опросники - группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде
вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов
обследуемого.
Личностные опросники - стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают: групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными.
По характеру ответов:
опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники).
Слайд 7Проективная техника — это группа методик, предназначенных для диагностики личности,
для которых характерен в большей мере глобальный подход к оценке
личности, а не выявление отдельных ее черт. http://r01.twirpx.net/022/022586
Различают следующие группы проективных методик:
♦ методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;
♦ методики конструирования: создание из деталей осмысленного целого;
♦ методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации;
♦ методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;
♦ методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;
♦ методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;
♦ методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.
Слайд 8Особый класс психодиагностических методов составляют психофизиологические методики, позволяющие диагностировать природные
особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы.
Они разрабатывались отечественной
школой Теплова-Небылицына и их последователями в рамках научного направления, получившего название «дифференциальная психофизиология».
Эти методики имеют ясное теоретическое обоснование — психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений. Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.).
Особенная черта психофизиологических методик, диагностирующих индивидуальные различия: они лишены оценочного подхода к индивиду
Слайд 9Метод наблюдения
Это старейший метод психологической диагностики.
С его помощью можно
получить обширную информацию о человеке.
Научное наблюдение как психодиагностический метод
характеризуется:
♦ постановкой проблемы;
♦ выбором ситуаций для наблюдения;
♦ определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения;
♦ разработанной системой фиксации и записи результатов.
Виды наблюдений.
1. Наблюдения хронологические: лонгитюдные, или «продольные» (проводятся в течение длительного времени, обычно ряда лет и предполагают постоянный контакт исследователя и объекта изучения); периодические (проводятся в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени); единичные, или однократные (обычно представлены в виде описания отдельного случая).
2. В зависимости от ситуации наблюдения могут быть полевые (естественные для жизни наблюдаемого условия), лабораторные (объект наблюдается в искусственных условиях) и спровоцированные в естественных условиях.
3. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдение может быть открытым или скрытым (например, через стекло Гезелла), наблюдением со стороны и включенным (исследователь является членом группы, полноправным ее участником). Включенное наблюдение, как и наблюдение со стороны, может быть открытым и скрытым (когда наблюдатель действует инкогнито).
Слайд 10Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной
коммуникации.
Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой
контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым). По форме оно бывает:
♦ свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная);
♦ стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика);
♦ частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).
В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические
Слайд 11Анализ продуктов деятельности (контент-анализ) - это количественно-качественный анализ документальных и
материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности.
Под понятием «документальный источник»
понимаются:
♦ письма;
♦ автобиографии;
♦ дневники; фотографии; записи на кино- и видеопленке; творческие результаты в разных видах искусства; материалы различных средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.).
Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета.
Наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях.