Слайд 1
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.
Выполнила
Бритвенко Ольга
Петровна
Слайд 2Актуальность определяется огромной ролью, которую играет народный фольклор (потешки, загадки,
пословицы, поговорки) в развитии коммуникативных и художественных умений ребенка в
интеграции образовательных областей «Коммуникация», «Музыка», «Познание». Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.
Слайд 3Цель исследования: развивать устную речь детей, формировать чувства любви к
художественному слову посредством малых форм фольклора.
Объект исследования – процесс речевого
развития детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования – малые формы фольклора как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 4Задачи исследования
Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Определить
основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого
развития детей
Разработать и апробировать методику применения малых форм фольклора в практической деятельности.
Проанализировать итоги экспериментальной деятельности.
Повысить интерес родителей к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома.
Слайд 5Методологическую основу исследования составили психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин,
А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методика (семантический метод)
О.С. Ушаковой и Е. Струниной [48, с.71]
«В обучении родному языку центральное место должна занять работа над словом, определяющим свойством которого является семантическое содержание, значение. Именно правильное понимание смысла слов позволяет ребенку вступать в общение со взрослыми и сверстниками», — пишут О.С. Ушакова и Е.М. Струнина . (СНОСКА: См.: «Дошкольное воспитание», 1981 № 2.)
.
Слайд 6Гипотеза данного исследования
Базируется на предположении о том, что уровень
речевого развития детей дошкольного возраста повышается, если:
будет организовано специальное обучение
родной речи с использованием малых форм фольклора не только в НОД по развитию речи, но и в других режимных моментах;
малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.
Слайд 7Практическая значимость
Данная работа раскрывает возможности малых форм фольклора в речевом
развитии детей старшего дошкольного возраста не только в НОД, но
и в самостоятельной деятельности, режимных моментах.
Слайд 8Выводы по главе I
По словам А.П. Усовой "словесное
русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности" [46, с.54].
Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников. Можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Слайд 9 Глава II.
Содержание и методика развития речи детей с
использованием малых форм фольклора
Слайд 10 Констатирующий этап:
Для проверки эффективности разработанного комплекса, был проведен педагогический
эксперимент на базе Детского сада №51 "Улыбка« – филиала АН
ДОО «Алмазик» с 20.10.2013г. по 01.02.2014г.
Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слова О. Ушакова и Е. Струнина предлагают разные задания, на основе которых мы составили свою диагностику
Слайд 11Диагностика речевых умений
точно употреблять слова в различных грамматических формах и
значениях
самостоятельно подбирать синонимы и антонимы
уровень осознания смысловых отношений между
словами
умение вычленять звуки в словах
уровень развития навыка речи – доказательства
уровень ориентировки на смысловую сторону слова и выражения
Загадушкой
Драматизация потешек
Использование малых
форм фольклора в НОД
Слайд 13использование малых форм фольклора в самостоятельной деятельности
Потешка «Кошкин дом»
на
фланелеграфе
Игра-забава
«Кто я?»
Вспоминаем потешки с помощью магнитного театра
Слайд 14использование малых форм фольклора в режимных моментах
«Петушок, петушок,
Золотой гребешок.»
Где ночует солнышко?
У бабушки
в постельке.
А кто его бабушка?- синее небо.
Чем оно укроется?
Шерстяною тучкой.
А кто его укроет? дедушка ветер.
Слайд 15Использование малых форм фольклора в индивидуальной деятельности
Кто
больше
придумает
загадок ?
Слайд 16Выводы по главе II
В процессе работы были замечены такие изменения:
у
детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в
своей речи пословицы, поговорки.
В сюжетно-ролевых играх – потешки.
В самостоятельно организованных народных играх – забавах, водящего, определяют с помощью считалок.
У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
Слайд 17Уровни развития речевых умений детей на начальном и конечном этапах
эксперимента
Слайд 18Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что
наша гипотеза о том, что уровень речевого развития детей старшего
дошкольного возраста повышается, если:
будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только в непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи, но и в режимных моментах;
малые формы фольклора будут отобраны соответственно возрасту детей для развития речи, подтвердилась.