Слайд 1Татьяна Петровна
Никитова
Воспитатель
МБДОУ детского сада №34 «Теремок»
Стаж работы
в должности
4 года
Образование
Муромский педагогический колледж, 2014г.
Слайд 2Развитие связной речи дошкольников
методом мнемотехники
Слайд 3
Научно-исследовательские условия
Мнемотехника как средство развития связной речи по мнению великих
педагогов:
С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин
рассматривают наглядность как один из факторов облегчающих процесс становления связной речи «… Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия».
Л. С. Выготский выделяет в качестве второго вспомогательного фактора «создание плана высказывания». Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, Л.Н. Ефименкова– схемой составления рассказа.
Методические условия
Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек.
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета.
Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.
Условия формирования личного вклада воспитателя в развитие дошкольного образования
Слайд 4Актуальность
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями
речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В
речи детей существуют множество проблем:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Решение данных проблем на современном этапе возможно при условии преобразования процесса обучения в интересную, занимательную, развивающую деятельность.
Слайд 5Теоретическое обоснование педагогической деятельности
Теоретическая основа базируется на представлении о сложной
и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый
ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В.А.Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка.
Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка.
Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания.
Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.
Слайд 6 Цель: развитие связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники
.
Задачи:
Развивать у детей:
- связную и диалогическую речь;
умение с помощью
графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу;
- умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
Поделиться опытом профессиональной деятельности с педагогами ДОУ.
Слайд 7Ведущая педагогическая идея
опыта заключается в создании условий для внедрения
мнемотехнических технологий в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения уровня сформированности
связной речи у детей дошкольного возраста.
Длительность работы над опытом: Сентябрь 2012 года - май 2014года.
1 этап – начальный (констатирующий)- сентябрь 2012 года
Начальный период предполагал обнаружение проблемы, изучение научно- педагогической литературы, изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети интернет, подбор и создание дидактических пособий.
2этап – основной (формирующий) – сентябрь 2012- 2014 года
Апробация системы формирования связной речи посредством мнемотехники у детей дошкольного возраста, открытые показы занятий для педагогов ДОУ, доступная развивающая среда.
3 этап – заключительный (контрольный) - апрель-май 2014 года
Становление опыта, оценка результатов, описание работы.
Диапазон опыта представлен системой работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники.
Новизна опыта состоит в комбинировании традиционных и современных методик и технологий по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Слайд 8Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание,
сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотаблица как своеобразный зрительный план для создания
монологов, помогает детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблица как дидактический материал по развитию связной речи детей:
- формировании культурно-гигиенических навыков,
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов,
- систематизировании знаний о сезонных изменениях.
Слайд 9Совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:
I. Принцип интеграции
- целостность образовательного процесса обеспечивается взаимодействием образовательных областей:
Познание: игры по
художественному творчеству, игры-моделирование композиций.
Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Здоровье: физкультминутки.
Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
II. Комплексно-тематический принцип:
1) Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;
2) Виды«тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;
3) Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
Слайд 10Развитие связной речи у дошкольников.
Повышение уровня произвольной памяти, внимания детей,
Владение детьми различными видами запоминания стихов и повышение интереса к
их заучиванию.
Расширение кругозора.
Проявление желания у детей пересказывать тексты, придумывать интересные истории.
Включение приобретенных ЗУН в игровые действия детей (прикладной характер информации).
Повышение интереса родителей и воспитателей к приемам мнемотехники.
Планируемые результаты:
Слайд 11Структура педагогической деятельности:
Слайд 12Структура педагогической деятельности:
Слайд 13Работа по мнемотаблицам состоит из следующих этапов:
1. Рассматривание таблицы, разбор
того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы
(перекодирование информации).
3. Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев.
Слайд 14Технология реализации опыта
Формирование культурно-гигиенических навыков
Младшая группа
Слайд 15Технология реализации опыта
Заучивание стихов
Младшая группа
Пересказ художественной литературы (сказки)
Слайд 16Составление описательных рассказов
Технология реализации опыта
Средняя группа
Пересказ художественной литературы
Слайд 17Технология реализации опыта
Отгадывание загадок
Старшая группа
Систематизация знаний о сезонных изменениях
Слайд 19Количественные показатели результативности педагогической деятельности
Слайд 20Результаты педагогической деятельности
• Связная речь детей соответствует критериям
программы .
• Словарный запас детей из пассивного превратился в активный
и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.
Дети стали активнее, повысился уровень внимания, памяти, творческого воображения, мышления.
• Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения, составлять развернутые рассказы.
Появился интерес к заучиванию стихов.
Дети постепенно преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Родители стали более активно сотрудничать с воспитателем: принимать участие в мероприятиях ДОУ, обмениваться полезной информацией, делиться личным опытом, заинтересовались приемами мнемотехники, получили новые и полезные знания, практический материал, который успешно применяют в работе с детьми.
Слайд 21Транслируемость практических достижений педагогической деятельности
Презентация опыта работы «Развитие
связной речи дошкольников методом мнемотехники» на педсовете ДОУ.
Применение данного опыта
работы воспитателями
дошкольных учреждений.
Публикация представленного материала в электронном издании «Игры и игрушки».
Слайд 22Список литературы
Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с
помощью мнемотехники. СПб.,2005.
Вахрушев А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир!
Москва «Баласс», 2000.
Громова О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва, 2005.
Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.
Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста – СПб, «Детство-Пресс», 2000г.
Интернет ресурсы:
http://dohcolonoc.ru
http://www.eidotehnika.org
http://www.authorstream.com
http://www.syntone.ru