Слайд 1казенное образовательное учреждение Омской области
«Шербакульская адаптивная школа-интернат »
РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ
ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
(выступление
на МО дошкольной группы)
Подготовила: Пуссь Алена Анатольевна
педагог-психолог,
первой квалификационной категории
Слайд 2ВПФ — это процессы, свойственные только человеку. Мы приобрели их
в ходе эволюции. Самым главным завоеванием является речь.
Слайд 3«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять.
Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать
этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».
А. С. Макаренко
Слайд 4Под игровыми технологиями понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического
процесса в форме различных игр.
В отличие от игр вообще
педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.
Слайд 5Игры выполняют следующие функции:
• обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый
на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
• диагностическую (дают возможность диагностировать различные
проявления ребёнка);
• терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
• коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
• развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
Слайд 6Игровые технологии – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы,
обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических
функций.
Слайд 7Головоломки помогают развивать концентрацию внимания, мыслительные операции, память, т.к. ребенок
запоминает последовательность выполнения задания. Серия вопросов и ответов способствуют тренировке
памяти, мышления, сообразительности.
Логические игры, используемые в работе: ребусы, признаки, домино и другие. Способствуют развитию зрительного восприятия, пространственного мышления. Карточки представляют собой яркие цветные рисунки, изготовленные по технологии пазла. Комментирование ребенком своих действий способствует развитию речи и логики ученика.
Настольные игры способствуют развитию коммуникативных навыков (соблюдение очередности), развитию волевой сферы, Настольные игры – это прекрасный способ нагрузить свой мозг приятными и полезными задачками. Способность планировать свои действия в настольных играх поможет детям планировать свои действия и в реальной жизни.
Компьютерные инструменты развития ВПФ
Игры и тренажеры «Логика и внимание», «Учимся мыслить логически», «Развиваем реакцию», «Мир логических головоломок» - это сборники занимательных игр на сообразительность, развитие координации и реакции. Помогают развивать математические способности, строить причинно-следственные связи, повышать концентрацию внимания.
Слайд 8Результаты применения игр:
Устойчивый интерес к занятиям - дети с удовольствием
проводят время за играми, как вместе с другими ребятами, так
и индивидуально.
Усвоение предложенного материала - мышление переходит на новый уровень – дети быстрее осваивают счет, начинают лучше осознавать пространственные взаимосвязи.
Проявление речевой активности - активно развивается речь и пополняется словарный запас.
Раскрытие творческого потенциала - творческое начало и воображение подстегиваются разными составляющими игр.
Ребенок становится более социально адаптированным, поскольку в игре постоянно сталкивается с новыми ранее неизвестными ему ситуациями и преодолевает их совместно со сверстниками.
Происходит развитие всех психических функций: память, внимание, мышление, воображение,