Разделы презентаций


Рефлексия для уроков в начальной школе

Содержание

Ц Е Л Ь: Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.Вопросы: Что такое рефлексия? Цель рефлексии на уроке

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе

Учитель

начальных классов I квалификационной категории
Демкина Г.А.
Рефлексия  учащихся на уроках   в начальной школе

Слайд 2Ц Е Л Ь:
Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной

деятельностью учащихся.
Вопросы:
Что такое рефлексия?

Цель рефлексии на уроке
Виды рефлексии
Приемы рефлексии






Ц Е Л Ь: Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.Вопросы:     Что

Слайд 3Что такое рефлексия?
Обращение назад
Размышление о внутреннем

состоянии
Самопознание
Умение размышлять
Самоанализ деятельности и ее результатов

Оценка внутренней жизни









Что такое рефлексия?  Обращение назад  Размышление о внутреннем  состоянии Самопознание Умение размышлять Самоанализ деятельности

Слайд 4 Цель рефлексии на уроке
Один из принципов развивающего обучения – принцип

активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель

учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.







Цель рефлексии на уроке Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может

Слайд 5Цель рефлексии на уроке
Современная педагогическая наука считает, что если человек

не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В

данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.




Цель рефлексии на урокеСовременная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта

Слайд 6Рефлексия
может осуществляться не только в конце урока, как это

принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена

на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.









Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его

Слайд 7Рефлексивная деятельность
Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности

– не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств

современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.



Рефлексивная деятельностьВсё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию

Слайд 8Виды рефлексии


Рефлексия настроения и
эмоционального
состояния
Рефлексия деятельности





Рефлексия содержания
учебного материала.

Виды рефлексииРефлексия настроения иэмоционального состоянияРефлексия деятельностиРефлексия содержания учебного материала.

Слайд 9




Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с

целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).



Рефлексия настроения и
эмоционального
состояния

Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и

Слайд 10П Р И Ё М Ы




П Р И Ё М Ы

Слайд 111. Рисуем настроение
Настроение человека прежде всего отражается в продуктах его

деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы проверить, как воздействует

обучение на состояние ребёнка, целесообразно дать задание по рисованию на тему «Моё настроение».
1-й вариант: мокрый лист бумаги и краски. Попросите ребёнка нарисовать своё настроение.
2-й вариант: на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты).






1. Рисуем настроениеНастроение человека прежде всего отражается в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы

Слайд 12П Р И Ё М Ы
Затем листочки передаются по

кругу. Задача каждого определить настроение друга и дополнить его, дорисовать.

Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам.
После этого обсуждают получившийся рисунок.
Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Лютера:



П Р И Ё М Ы Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого определить настроение друга и

Слайд 13П Р И Ё М Ы
красный цвет мягких тонов (розовый,

оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого,

слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;
синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
зелёный цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;
жёлтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;
фиолетовый цвет – беспокойное. Тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;
чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.

*

http://aida.ucoz.ru

П Р И Ё М Ыкрасный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в

Слайд 142. Образная рефлексия.
Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного

(растения, цветка).
Нарисовать образ урока (мероприятия, игры).

Вылепить из цветного пластилина то, что соответствует твоему настроению.



2. Образная рефлексия. Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).   Нарисовать образ урока

Слайд 15 3.Солнышко.
Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:
солнышко;
солнышко с тучкой;
тучку;
тучку

с дождиком;
тучку с молнией.
В классном уголке висит «солнышко».

Количество лучиков соответствует количеству детей в классе. Лучик – косичка с бантом на конце, которая есть у каждого ребёнка. Цвет бантика соответствует настроению ребёнка.



3.Солнышко. Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:солнышко;солнышко с тучкой;тучку;тучку с дождиком;тучку с молнией.  В классном

Слайд 164. Ёлочка настроения.
Детям раздаются вырезанные из бумаги игрушки, на

которых они рисуют своё настроение.

*
http://aida.ucoz.ru

4. Ёлочка настроения. Детям раздаются вырезанные из бумаги игрушки, на которых они рисуют своё настроение.*http://aida.ucoz.ru

Слайд 175. Моё настроение
Каждый ребёнок рисует в течение минуты своё настроение.



5. Моё настроениеКаждый ребёнок рисует в течение минуты своё настроение.

Слайд 186. Состояние моей души
Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой

своё название:
1) Крайне скверно,
2) Плохо,
3) Хорошо,
4) Уверен в

своих силах,
5) Комфортно.
Ребёнок рисует изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.








6. Состояние моей душиРисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой своё название:1) Крайне скверно, 2) Плохо,3) Хорошо,

Слайд 197. Мишень настроения
День – это один выстрел. В какую область

настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (наклеивается)

кружок-попадание в одной из цветовых зон. Внутри – дата и мотивация. В конце недели (четверти, месяца) вся мишень «прострелена» днями.



7. Мишень настроенияДень – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от

Слайд 208. Маятник настроения
Идея та же – оценка настроения.
Сама картинка

(слева - хмурый день, тучи, дождь; справа - солнце, безоблачное

небо) нарисована на листе ватмана.
Маятник – подвижный, например, деревянная рейка, жёстко закреплённая наверху.
В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина (по аналогии с «розой настроения»).

*


8. Маятник настроенияИдея та же – оценка настроения. Сама картинка (слева - хмурый день, тучи, дождь; справа

Слайд 219. Музыкальный тест
Нотный стан каждого ребёнка небольших размеров (с тетрадный

лист). Ребёнку даётся маленькая нотка. Если дети знакомы с нотной

грамотой, то для них не составит труда нахождение нот на нотном стане.
Итак, прошёл день (урок). Детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибалльной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотка прикрепляется в нужном месте. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало сегодня у каждого ученика. В зависимости от этого палочка у нотки «смотрит» вниз (минор) или вверх (мажор).



9. Музыкальный тестНотный стан каждого ребёнка небольших размеров (с тетрадный лист). Ребёнку даётся маленькая нотка. Если дети

Слайд 2210. Роза настроения
«Роза» делится на секторы – по количеству дней.

Заполняется «роза» в конце дня. Дети, совещаясь, решают, какой цвет

соответствует наиболее полно настроению в течение прожитого дня:
жёлтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение;
зелёный цвет – спокойное, уравновешенное;
синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.
В зависимости от этого дуга опускается вниз либо поднимается вверх, образуя один лепесток «розы». Далее лепесток закрашивается выбранным цветом. Если, по мнению ребят, настроение в конце дня изменилось, то при закрашивании один цвет плавно переходит в другой.
Внутри лепестка можно написать объяснение, почему выбраны такой цвет и форма лепестка. В этом случае «роза» станет своеобразным дневником с оценкой каждого дня.



10. Роза настроения«Роза» делится на секторы – по количеству дней. Заполняется «роза» в конце дня. Дети, совещаясь,

Слайд 2311. Цветик – многоцветик
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого

наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в

общий цветок.



11. Цветик – многоцветикДети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все

Слайд 2412. Сказочное дерево
Разноцветные бабочки, цветки, птички. По аналогии с предыдущим.



12. Сказочное деревоРазноцветные бабочки, цветки, птички. По аналогии с предыдущим.

Слайд 2513. Мишки.
Ребёнок отдаёт жетон тому нарисованному мишке, настроение которого разделяет

в данный момент.


13. Мишки.Ребёнок отдаёт жетон тому нарисованному мишке, настроение которого разделяет в данный момент.

Слайд 26
Данная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы

с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
Этот вид рефлексивной

деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, приём «лестницы успеха».
Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».

*

http://aida.ucoz.ru


Рефлексия
деятельности

Данная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.

Слайд 27Приемы


Приемы

Слайд 281. Огонёк общения
Дети встают в круг, обняв друг друга за

плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня

самым интересным.
Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:
- Сегодня меня порадовало…
- Сегодня меня огорчило…
3. На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:
- Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо);
-зелёный – самому уступчивому, покладистому;
- фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.
Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.
- Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?

*


1. Огонёк общенияДети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его

Слайд 292. Дерево творчества
По окончании дела (урока, дня) дети прикрепляют на

дереве листья, цветы, плоды.
Плоды – дело прошло полезно,

плодотворно.
Цветок – довольно неплохо.
Зелёный листик – что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё.
Жёлтый листик – «чахлый», пропащий день.



2. Дерево творчестваПо окончании дела (урока, дня) дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.  Плоды –

Слайд 303. Метод пяти пальцев.
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие

знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость

цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?



3. Метод пяти пальцев. М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?  Б

Слайд 314. Гусеница
Гусеница – ребёнок. Яблоко – его внутренний, неведомый мир.


Насколько сегодня учитель смог «вытянуть» гусеницу наружу, насколько

помог раскрыться, насколько заинтересовал – в зависимости от этого ребята либо прячут гусеницу внутрь, либо максимально достают её из отверстия.



4. ГусеницаГусеница – ребёнок. Яблоко – его внутренний, неведомый мир.  Насколько сегодня учитель смог «вытянуть» гусеницу

Слайд 325. Закрой глаза
Обычно предлагается делать в конце урока.

Учащимся предлагается с закрытыми глазами мысленно ответить на три вопроса:
-

Что нового я узнал сегодня на уроке?
- Что было особенно интересным и познавательным?
- В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?



5. Закрой глазаОбычно предлагается делать в конце урока.  Учащимся предлагается с закрытыми глазами мысленно ответить на

Слайд 33


Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма. Рефлексия достижения цели

с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания ,,Я не знал… - Теперь я знаю…’’); приём анализа субъективного опыта и достаточно известный приём скинвейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

*


Рефлексия содержания
учебного материала.

Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма.

Слайд 34П Р И Ё М Ы

П Р И Ё М Ы

Слайд 35Самооценка
1. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы

из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял

задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…



Самооценка1. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:Сегодня я узнал…Было

Слайд 36«Плюс – минус – интересно».
Это упражнение можно выполнять как

устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для

письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» - «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать по теме урока, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.



«Плюс – минус – интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от

Слайд 37И Т О Г У Р О

К А
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету,

которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять - это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учеников аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3. Урок мне показался коротким/длинным
4. За урок я не устал/устал
5. Моё настроение стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/ не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
7. Домашнее задание мне
кажется лёгким/трудным
интересно/не интересно
 



И Т О Г    У Р О К А В конце урока можно дать

Слайд 38Р Е З У Л Ь Т А Т Ы
Для

оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке

можно предложить на листочке условно отмечать свои ответы:
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный
«П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«Н» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный
«0» - не ответил
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, ученики смогут объективно оценить свою активность и качество работы.



Р Е З У Л Ь Т А Т ЫДля оценивания учащимися своей активности и качества своей

Слайд 39К О М П Л И М Е Н Т

Ы
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться

одним из вариантов упражнения «Комплимент» (Комплимент – похвала. Комплимент деловым качествам. Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок. Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.



К О М П Л И М Е Н Т ЫДля того, чтобы закончить урок на положительной

Слайд 40В Ы Б Е Р И У Т В Е

Р Ж Д Е Н И Е
.всё понял, могу

помочь другим;
всё понял;
могу, но нужна помощь;
ничего не понял;
интересный;
хороший;
отличный;
запомню надолго;
однообразный;
неинтересный;
скучный.



В Ы Б Е Р И У Т В Е Р Ж Д Е Н И Е

Слайд 41Ощущал себя:

хорошо;


уверенно;
смело;
гордо;
комфортно;
глупо;
неуверенно;
испуганно;
сердито;
грустно.


Ощущал себя:   хорошо;

Слайд 42Светофор.
Зелёный цвет – побольше таких дел.
Жёлтый цвет –

понравилось, но не всё.
Красный цвет – дело не понравилось.


Светофор.  Зелёный цвет – побольше таких дел. Жёлтый цвет – понравилось, но не всё.Красный цвет –

Слайд 43Свет молнии
Развивает заинтересованность, творчество, инновационный подход.
Выразить своё

отношение к услышанному на уроке одним словом:
увлечён;
полезно;
заинтересован;
нужно;
узнал и т.д.



Свет молнииРазвивает заинтересованность, творчество, инновационный подход.   Выразить своё отношение к услышанному на уроке одним словом:увлечён;полезно;заинтересован;нужно;узнал

Слайд 44Незаконченное предложение
В конце учебного занятия школьникам предлагаются на карточках несколько

незаконченных предложений:
«Для меня самым главным на учебном занятии

было…, потому что…»
«Если бы люди не знали о…, так как…»
«Мне показалось, что на занятии…, так как…»
Эта техника очень проста в применении, но позволяет увидеть так называемый «сухой остаток» учебного занятия.



Незаконченное предложениеВ конце учебного занятия школьникам предлагаются на карточках несколько незаконченных предложений:  «Для меня самым главным

Слайд 45

Урок:

Привлёк меня тем…
Показался интересным…
Взволновал…
Заставил задуматься…
Навёл

на размышления…
Что на вас произвело наибольшее впечатление?
Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке, в дальнейшей жизни?
Что нового вы узнали на уроке?
Что вы считаете нужным запомнить?
Над чем ещё надо поработать?

Урок:Привлёк меня

Слайд 46Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

Они мне

нравятся больше остальных;
Я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже,

чем с другими заданиями;
Они легче остальных заданий;
Затрудняюсь ответить.





Я выбрал эти задания на уроке, потому что: Они мне нравятся больше остальных;Я чувствую, что справлюсь с

Слайд 47Дерево. (Фрагмент урока литературного чтения )
Учитель:
- Книги, как деревья,

раскрывают свои страницы – листочки навстречу нам, читателям, и помогают

стать настоящими людьми. И люди, как деревья.
- Встаньте, дети, опустите руки. Наше тело – ствол дерева. Ноги – корни. Кто познакомился с творчеством Р. Сефа, научился выразительно читать стихотворение, поставьте ноги на ширину плеч. Наши руки – ветки. Кому удалось справиться со всеми заданиями, согните руки в локтях. На ветках набухают почки – кулачки, а раскрытые ладошки – листья. Кто понял, что хотел сказать нам, читателям, своим произведением Р. Сеф, раскройте кулачки – почки.
- Мысленно оцените свою работу на уроке. Кто может назвать себя художником – читателем, поднимите руки – ветки и помашите ими. Это наша благодарность художнику – поэту Роману Семёновичу Сефу.
 
 



Дерево. (Фрагмент урока литературного чтения ) Учитель: - Книги, как деревья, раскрывают свои страницы – листочки навстречу

Слайд 48Рефлексия моей сегодня деятельности


Я предлагаю оценить мою сегодня работу.

Перед вами яркая , солнечная полянка. Не хватает бабочек.
-Понравился

Мастер – класс. Буду применять
рефлексию в своей работе пусть прилетят бабочки красного
цвета.
Неплохо было. Но о том, буду ли я применять
рефлексию среди учащихся не знаю, пусть прилетят
Бабочки зелёного цвета.
Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо ,
пусть прилетят бабочки желтого цвета.

Рефлексия моей сегодня деятельности Я предлагаю оценить мою сегодня работу. Перед вами яркая , солнечная полянка. Не

Слайд 49

Спасибо

за внимание!




Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика