Слайд 1Тема урока: Род несклоняемых имен существительных.
УМК «Начальная школа ХХI
века».
Авторы учебника С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецов
Раздел : Как устроен наш
язык.
Учитель: Давыденко М.М.
МОУ-СОШ №35
г. Белгород
2010 г.
Слайд 2Психологическая установка
Мы уже многое знаем.
В своих познаниях продолжаем идти дальше,
раскрывая тайны русского языка.
У каждого из нас свое мнение и
его нужно озвучивать.
Мы не боимся ошибаться.
Разминка для пальцев рук (упражнения «Веревочка», «Приветик»), массаж пальчиков.
Слайд 3Цели урока:
Определять род имен существительных.
Согласовывать имена существительные с зависящими от
них именами прилагательными.
Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно-
прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Д.С.Лихачев
Слайд 4Работа в парах постоянного состава.
Что называется именем существительным?
Какие имена существительные
относятся к мужскому, женскому, среднему роду?
Слайд 5Проблемный вопрос:
Может ли имя существительное не иметь рода?
Слайд 6Работа по вариантам (индивидуальная, дифференцированная работа)
1 группа: Определить род имен
существительных: багаж, животное, победа, шофер, яблоко, ракета, остров, болото, аптека,
трамвай.
2 группа: Дописать окончания имен существительных, определить их род. Замачательн…человек, прекрасн…настроение, ликующ…крик, осенн…погода, интересн… рассказ, увлекательн…чтение, отличн… оценка.
Слайд 7Проверка задания
Багаж (м.р.), животное (ср.р.),победа ( ж.р.), шофер (м.р.), яблоко
( ср.р.), ракета ( ж.р.), остров ( м.р.), болото (ср.р.),
аптека ( ж.р.), трамвай( м.р.)
Слайд 8Проверка задания
Замечательный человек ( м.р.).
Прекрасное настроение ( ср.р.).
Ликующий крик (
м.р.)
Осенняя погода ( ж.р.)
Интересный рассказ ( м.р.)
Увлекательное чтение ( ср.р.)
Отличная
оценка (ж.р.)
Слайд 9Индивидуализированная работа
Задания из «Русского медвежонка»
1.Что триста лет назад означало слово
виктория?
А) госпожа; Б) удача; В) чужбина;
Г) разлука; Д) победа.
2.
Из всех приведенных ниже слов, кроме одного, можно убрать один слог так, чтобы получилось новое слово. Кроме какого?
А) золото; Б) серебро; В) железо;
Г) листопад; Д) корзина
Слайд 10Усвоение новых знаний и способов действий
Вырос высокий дуб (
трава, дерево).
По телевизору шел интересный фильм (передача, выступление фигуристов). Месяц
(луна, солнце)освещал поляну ярким сиянием.
Вывод: если меняется имя существительное, то меняется окончание у зависимого от него имени прилагательного, происходит согласование, а еще меняется окончание и у глаголов.
Слайд 11Фронтальная работа.
Московское метро самое красивое в мире. Забавный кенгуру смотрел
на нас любопытными черными глазками. Утром папа всегда пьет черный
кофе.
Вывод: род неизменяемых имен существительных можно определить в предложении по смыслу.
Слайд 12Определить род имен существительных ( групповая работа)
1 группа: алое,
ассорти, ателье, пюре;
2 группа: колье, конфетти, купе, кенгуру;
3 группа: интервью,
депо, жюри, домино;
4 группа: маэстро, трюмо, такси, фойе;
5 группа: пюре, пенальти, рагу, соло;
6 группа: табло, пенсне, мокко, каноэ.
Слайд 131 группа
(Ателье (ср. р.)
Алое (ср. р.)
Ассорти (ср. р.)
(ср. р.)
Пюре
Слайд 143 группа
Интервью (ср. р.)
Домино (ср. р.)
Депо (ср. р.)
Жюри (ср. р.)
Слайд 15Подбор имен прилагательных к существительному пюре, жюри
Фруктовое, морковное, яблочное, сладкое,
полезное, натуральное, кислое, овощное, детское, вишневое, сливовое.
Молодое, компетентное, умное,
справедливое, сердечное, интересное, требовательное.
Слайд 16Этап закрепления новых знаний и способов действий.
Работа в парах постоянного
состава( работа с учебником).
Согласовать имена прилагательные и имена существительные
Розов…(-ый,
-ая, -ое) фламинго.
Широк…( -ый, -ая, -ое) шоссе.
Слайд 17Род имен существительных можно определить:
По смыслу в предложении;
По словарю;
По правилам.
Слайд 18Этап обобщения и систематизации знаний.
Умница, молодчина- это наши мальчики и
девочки.
Имена существительные бывают и общего рода.
Слайд 19Индивидуализированная работа
Составить кластер по данной теме.
Род имен
существительных.
Мужской род
он, мой
Средний род
оно,
мое
Общий род
???
Женский род
она, моя
?
-а ,-я, нулевое окончание
-а, -я, -й, нулевое
окончание
-о,-е
Слайд 20Результативность урока
Отметки за урок:
« 5» - 13 чел.
«4»
- 9 чел.
«3»- 3 чел.
много узнали нового!
Нам было очень интересно!
У всех прекрасное настроение!
Спасибо
за интересное сотрудничество!
Слайд 22Результативность работы
Мега проект «Познание и творчество»
Номинации:
Я знаю русский
язык – 5 лауреатов, 3 место Черненькая Дарья (осень 2009 г.)
Окружающий мир – 4 лауреата;
Литературная викторина – 2 лауреата;
Математическая мозаика – 3 лауреата;
Ума палата – 3 лауреата.
Слайд 23Литература
Дьяченко В.К.Коллективный способ обучения. Диалоги об обучении. М., 2004.
Мкртчян М.А.
Теория и технология коллективных учебных занятий. Красноярск, 2005
Дейс С.В. Построение
эффективного урока через сочетание различных организационных форм.