Слайд 1Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное
Образовательное учреждение
«Нижегородский Губернский колледж»
Дети
с нарушением речи
Выполнила студентка группы 444з6
Галяткина Ирина Владимировна
г. Нижний Новгород
2018
Слайд 2Факторы влияющие на речевое развитие детей:
токсикоз беременности;
хроническая гипоксия
плода;
острые и хронические заболевания матери в период беременности;
минимальное
поражение нервной системы при резус- конфликтных ситуациях матери и плода;
легкая асфиксия;
родовые травмы;
острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т. д.
Слайд 3Профилактика речевых нарушений.
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается
увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим
возрастает необходимость совместной работы логопедов, учителей, воспитателей по предупреждению речевых нарушений у детей. Логопедическая работа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.
Слайд 4 Причины возникновения речевых нарушений:
ухудшение экологической обстановки;
увеличение числа патологий беременности;
увеличение количества родовых травм;
ослабление здоровья детей и рост детской
заболеваемости;
различные социальные причины.
Слайд 5Результаты нарушений речи:
Нарушения звуковой культуры речи, в дальнейшем могут
повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического
слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Слайд 6Нарушения речи – собирательный термин для обозначения отклонений от нормы,
принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому
общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Нарушения речи обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. В специальной литературе термин «нарушение речи» заменяются другими терминами: расстройства речи, дефекты речи, речевая патология, речевые отклонения.
Слайд 7Виды речевых нарушений
Нарушения устной речи
Нарушения письменной речи
Дисфония
Брадилалия
Тахилалия
Заикание
Дислалия
Ринолалия
Дизартрия
Алалия
Афазия
Дислексия
Дисграфия
Дисорфография
Слайд 8Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового
аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.
Брадилалия –
патологически замедленный темп речи.
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (логоневроз).
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем).
Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Слайд 9Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса
письма.
Дисорфография - стойкая и специфическая не сформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний,
умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций, это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках.
Слайд 10Логопедия – наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и
предупреждения средствами коррекционного обучения и воспитания.
Слайд 11Задачи логопедической работы:
Коррекция нарушений в развитии устной речи, письма и
чтения обучающихся;
Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении навыков письма
и чтения;
Привлечение к коррекционной работе педагогов и родителей обучающихся
Слайд 12Выполняя игровые упражнения пособия «Говорящий карандашик», ваш малыш будет тренироваться
в произношении «трудных» для него звуков в слогах, словах, предложениях.
Одновременно познакомится с первыми навыками рисования и письма.
Занимаясь с малышом 10—15 минут ежедневно, вы научите его:
- красиво и чисто произносить звуки в словах;
- правильно и легко держать карандаш;
- уметь проводить различные линии;
- ориентироваться на листе бумаги.
У вашего ребёнка будут развиваться:
- зрительное и слуховое восприятие;
- внимательность и творческое воображение.
Слайд 13Основные упражнения:
Произношение речевого материала различной сложности, чтение.
Занятия по логопедической
ритмике.
Упражнения, активизирующие внимание.
Слайд 16Рекомендуемые упражнения
1. Счет в быстром темпе. В быстром темпе посчитать
до 10 (если ребенок не умеет считать до 10, то
счет ведется до 5). Школьникам предлагаем счет до 100. В быстром темпе посчитать до 10 (если ребенок не умеет считать до 10, то счет ведется до 5). Школьникам предлагаем счет до 100.
Как вариант задания:
посчитать в быстром темпе от заданного числа до заданного числа (например: посчитай в быстром темпе от 3 до 10; посчитай от 10 до 2 и т.д.), заданного числа (например: посчитай в быстром темпе от 3 до 10; посчитай от 10 до 2 и т.д.),
посчитать двойками до 10 (от заданного числа до заданного числа),
посчитать тройками до 12 (от заданного числа до заданного числа).
2. Произнесение слогов со стечением согласных.
Четко произносить слоги, например:
фра- вра фро - вро ; пру-бру пры-бры
3. Быстро изменить одну букву в слове так, чтобы получилось новое слово.
Например: мак - рак - бак. Например: мак - рак - бак.
Слайд 171.Упражнение на развитие общих движений
2. Упражнения на развитие внимания
и памяти. Развитие слухового внимания.
3. Упражнение на развитие речевого
внимания
4. Упражнения на развитие чувства ритма. Упражнения на развитие музыкального ритма и темпа.
5. Упражнения на развитие мелкой моторики. Пассивная гимнастика (массаж)
6.Пальчиковые игры
7.Потешки для мелкой моторики
8.Упражнения на развитие речевого дыхания
9.Упражнения на развитие силы голоса
10. Упражнение на развитие просодии
11. Упражнения на координацию речи с движением
12. Упражнения на развитие речевых и мимических движений
Слайд 18Заключение
По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного
звукопроизношения помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и
выявить у детей другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.