Слайд 1Система работы
по развитию речи
в детском саду
Слайд 2Система
работы по
развитию речи
Задачи –
направления
принципы
средства
Формы (методы и приемы)
Слайд 3Основная задача по развитию речи и обучению родному языку детей
–
формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на
основе овладения литературным языком своего народа
Слайд 4Основные направления определения задач речевого развития (Ф.А. Сохин)
Структурное - формирование
фонетического, лексического, грамматического компонентов.
Функциональное или коммуникативное – формирование навыков речевого
общения (форм диалога и монолога).
Когнитивное, т.е. познавательное – формирование способностей к осознанию явлений языка и речи.
Слайд 5Наглядное вычленение задач речевого развития детей
Слайд 6Задачи речевого развития
Развитие словаря
Овладение словарным запасом составляет основу речевого
развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Главное в
развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение
Важно, чтобы дети освоили:
Сочетаемость слова;
Ассоциационные связи слова с другими словами;
Особенности употребления слов в речи;
Большое значение придается:
Умению выбирать наиболее подходящие слова для высказывания
Употреблять многозначные слова в соответствии с контекстом;
Работе над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры)
Слайд 7Задачи речевого развития
Воспитание звуковой
культуры речи
развитие речевого слуха, на
основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка;
обучение
правильному звукопроизношению;
воспитание орфоэпической правильности речи;
овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);
выработку четкой дикции.
Большое внимание уделяется культуре речевого поведения. Воспитатель учит детей пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения.
Слайд 8Задачи речевого развития
Формирование грамматического строя речи
Структура грамматического строя речи
1.
Синтаксис – рассматривает словосочетания и предложения различной структуры и
сложности.
2. Морфология
А) словообразование – образование новых слов с помощью приставок, суффиксов. Примеры: ехал - приехал, уехал; бег – бежать; лес – лесник, лесозаготовки; и др.
Б) словоизменение (согласование) – изменение слов с помощью окончания. Пример: белый - белая; прыгал - прыгала; стол – столы.
Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей. Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений.
Слайд 9Задачи речевого развития
Развитие связной речи
Включает развитие диалогической и монологической
речи.
а) Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста.
Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.
б) Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов.
Монолог зарождается в недрах диалога. (Ф. А. Сохин)
Слайд 10Задачи речевого развития
Формирование элементарного
осознания явлений
языка и речи
Формирование элементарного
осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению
грамоте.
В старшем дошкольном возрасте речь впервые становится для детей предметом изучения. Но сама работа, направленная на элементарное осознание звуков речи, слов, начинается задолго до этого. Важным моментом является употребление в формулировках заданий терминов «слово», «звук». Это позволяет сформировать у детей первые представления о разграничении слова и звука
Слайд 11Задачи речевого развития
В соответствии с традициями отечественной методики в круг
задач развития речи включается еще одна задача – ознакомление с
художественной литературой,
не являющаяся речевой в собственном смысле слова.
Она рассматривается как средство осуществления всех задач развития речи ребенка и усвоения языка в его эстетической функции
Слайд 12Методические принципы развития речи
Принципы развития
речи
Принцип
развития
Языкового
чутья
Принцип
взаимосвязи
сенсорного,
умственного
и
речевого развития
Принцип
формирования
элементарного
осознания
явлений языка
Принцип
коммуникативно-
деятельностного
подхода
к развитию речи
Принцип
взаимосвязи
над сторонами
речи, развития речи
как целостного
образования
Принцип
мотивации
речевой
деятельности
Принцип
обеспечения
активной
речевой практики
Слайд 13Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого
развития детей
Принцип базируется на
понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно
связано с познанием окружающего мира
Закономерность принципа:
Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением.
Формирование речи осуществляется в определенной последовательности с учетом особенностей мышления:
от конкретных значений к более абстрактным;
от простых структур к более сложным.
Следование этому принципу обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов.
Слайд 14Принцип
коммуникативно- деятельностного подхода к развитию речи
Данный принцип является одним
из главных, поскольку определяет стратегию всей работы по развитию речи,
и основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации.
Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку.
Коммуникативный подход меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания.
Слайд 15Принцип развития
языкового чутья
Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями
языка.
В процессе многократного восприятия
речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности. Дети начинают все более свободно пользоваться формами языка применительно к новому материалу, комбинировать элементы языка в соответствии с его законами, хотя и не осознают их (См. Жуйков С. Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. – М., 1968. – С.284.) Здесь проявляется способность запоминать, как традиционно используются слова, словосочетания. И не только запоминать, но и использовать их в постоянно меняющихся ситуациях речевого общения. Данную способность следует развивать. Например, по мнению Д. Б. Эльконина, должна поддерживаться стихийно возникающая ориентировка в звуковой форме языка. В противном случае она, «выполнив в минимальной степени свою функцию, необходимую для овладения грамматическим строем, свертывается и перестает развиваться». Ребенок постепенно теряет свою особую языковую «одаренность». Нужно всемерно поощрять различные упражнения в форме игрового манипулирования словами, на первый взгляд кажущиеся бессмысленными, но имеющие для самого ребенка глубокий смысл. В них ребенок имеет возможность развивать свое восприятие языковой действительности. С развитием «чувства языка» связано формирование языковых обобщений.
Слайд 16Принцип
формирования элементарного осознания явлений языка
Этот принцип основывается на том,
что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание
взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания. Поскольку задачей обучения является формирование навыков общения, а любое общение предполагает способность создавать новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить именно формирование языковых обобщений и творческой речевой способности. Простого механического повторения и накопления отдельных языковых форм недостаточно для их усвоения. Исследователи детской речи считают, что следует организовать процесс познания ребенком самой языковой действительности. В центре обучения должно быть формирование осознания явлений языка (Ф. А. Сохин). А. А. Леонтьев выделяет три способа осознания, которые часто смешиваются: произвольность речи, вычленимость, собственно осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем степени сформированности речевых умений
Слайд 17
Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как
целостного образования
Реализация этого принципа состоит в таком построении работы,
при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. Освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи – отдельные, в дидактических целях выделенные, но взаимосвязанные части одного целого – процесса овладения системой языка. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие. Работа над лексикой, грамматикой, фонетикой не является самоцелью, она направлена на развитие связной речи. В центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком.
Слайд 18Принцип обогащения мотивации речевой деятельности
От мотива, как важнейшего компонента в
структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге
мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. В процессе занятий нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность это делать. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий. Важными задачами являются создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающих потребность в общении. При этом следует учитывать возрастные особенности детей, использовать разнообразные, интересные для ребенка приемы, стимулирующие их речевую активность и способствующие развитию творческих речевых умений.
Слайд 19Принцип обеспечения активной речевой практики
Свое выражение этот принцип находит в
том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики.
Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога. На занятиях следует использовать различные факторы, обеспечивающие речевую активность всех детей: эмоционально-положительный фон; субъект-субъектное общение; индивидуально направленные приемы: широкое использование наглядного материала, игровых приемов; смена видов деятельности; задания, обращенные к личному опыту, и др. Следование этому принципу обязывает создавать условия для широкой речевой практики всех детей на занятиях, в разных видах деятельности.
Слайд 20Задачи развития речи реализуются в программе, которая определяет объем речевых
навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных
группах.
Слайд 21Средства развития речи
Средства
развития
речи
Занятия
по другим
разделам
программ
Общение
взрослых и
детей
Изобразительное
искусство,
музыка, театр
Культурная
языковая
среда
Обучение
родной
речи и языку
на занятиях
Художественная
литература
Слайд 22Общение- взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и
объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего
результата
(М. И. Лисина).
Общение – сложный и многогранный феномен жизнедеятельности человека, выступающий одновременно как: процесс взаимодействия людей; информационный процесс (обмен информацией, деятельностью, ее результатами, опытом); средство и условие передачи и усвоения социального опыта; отношение людей друг к другу; процесс взаимовлияния людей друг на друга; сопереживание и взаимопонимание людей (Б. Ф. Парыгин, В. Н. Панферов, Б. Ф. Бодалев, А. А. Леонтьев и др.).
Слайд 23Речь- средство общения
Немецкий психолог, авторитетный исследователь детской речи В. Штерн:
«Началом речи считают обыкновенно тот момент, когда ребенок впервые произносит
звуки, связанные с сознанием их значения и намерением сообщения. Но этот момент имеет предварительную историю, которая в сущности начинается с первого дня».
Слайд 24Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с
окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь
не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде.
Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.
Слайд 25Анализ поведения детей показывает, что присутствие взрослого стимулирует употребление речи,
они начинают говорить только в ситуации общения и только по
требованию взрослого. Поэтому в методике рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми
Слайд 26Формы общения
ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная),
ситуативно-деловая (предметно-действенная),
внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная
(М. И.
Лисина).
Слайд 27 Особенности речи детей связаны с достигнутой ими формой общения
Переход к более сложным формам общения связан:
а) с увеличением
доли внеситуативных высказываний;
б) с ростом общей речевой активности;
в) с увеличением доли социальных высказываний.
Слайд 28Речевое общение осуществляется в разных видах деятельности:
игре,
труде,
бытовой,
учебной
деятельности
и выступает как одна из сторон каждого вида.
Развитие
речи происходит в контексте ведущей деятельности.
Слайд 29Большое значение
в речевом развитии детей имеет ИГРА
Слайд 30Подвижные игры
оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры
Слайд 31Игры-драматизации
способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову,
выразительности речи, художественно-речевой деятельности
Слайд 32Дидактические и
настольно-печатные игры
используются для решения всех задач речевого развития.
Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего
слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Слайд 33Общение в быту
помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их
жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.
Слайд 34Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной)
помогает обогатить
содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и
предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов труда.
Слайд 35Требования к речи педагога
Подражая речи окружающих, дети перенимают не только
все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и ошибки, которые
встречаются в их речи
Требования к речи педагога
Сдержанность
Точность
Логичность
Правильность
Выразительность
Эмоциональная насыщенность
Знание и соблюдение правил речевого этикета
Уместное использование невербальных средств общения (мимики, жестов, пантомимики)
Слайд 36Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно
начиная с 4–5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети более
активно используют речевые умения.
Большее разнообразие коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в более разнообразных речевых средствах. В совместной деятельности дети рассказывают о своем плане действий, предлагают и просят помощь, привлекают друг друга к взаимодействию, а затем и координируют его.
Слайд 37 Одним из основных средств речевого развития
является
ОБУЧЕНИЕ
Обучение – целенаправленный, систематический и планомерный
процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.
Слайд 38Виды занятий
Классификация в зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания
занятия: ·
занятия по формированию словаря
(осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов); ·
занятия по формированию грамматического строя речи (дидактическая игра «Угадай, чего не стало» – образование существительных множ. числа род. падежа); ·
занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению); ·
занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания), ·
занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте),
занятия по ознакомлению с художественной литературой
Слайд 39Виды занятий
В зависимости от применения наглядного материала: ·
занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения
явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии); ·
занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры); ·
занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры).
Слайд 40Виды занятий
Классификация по дидактическим целям (по типу школьных уроков), предложенная
А. М. Бородич: ·
занятия по
сообщению нового материала; ·
занятия по закреплению знаний, умений и навыков;
занятия по обобщению и систематизации знаний; ·
итоговые, или учетно-проверочные, занятия; ·
комбинированные занятия (смешанные, объединенные).
Слайд 41По количеству участников
фронтальные, со всей группой (подгруппой)
индивидуальные.
Чем
меньше дети, тем большее место должно отводиться индивидуальным и подгрупповым
занятиям.
Слайд 42Методы развития речи
ПРАКТИЧЕСКИЕ-
ИГРОВЫЕ
СЛОВЕСНЫЕ
непосредственное наблюдение и
его разновидности (наблюдения в природе,
экскурсии),
опосредованное наблюдение
изобразительная наглядность:
рассматривание игрушек, картин,
рассказывание по игрушкам
и картинам,
Мультимедийные технологии:
просмотров презентаций, фильмов
чтение
рассказывание художественных произведений,
заучивание наизусть, пересказ,
обобщающая беседа,
рассказывание без опоры на наглядный материал
Словотворчество (сочинение загадок, сказок)
интервьюирование , ТРИЗ
дидактические игры,
игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры,
инсценировки, дидактические упражнения,
пластические этюды, логоритмика,
хороводные игры
НАГЛЯДНЫЕ
Слайд 43Приемы речевого развития
СЛОВЕСНЫЕ
ПРИЕМЫ
НАГЛЯДНЫЕ
ПРИЕМЫ
ИГРОВЫЕ
ПРИЕМЫ
речевой образец,
повторное проговаривание,
объяснение, указание,
оценка детской речи,
вопрос
показ иллюстративного материала,
показ положения органов артикуляции
при обучении правильному произношению
игровое
сюжетно-событийное развертывание,
игровые проблемно-практические ситуации,
игра-драматизация
с акцентом на эмоциональное переживание
ролевые обучающие игры,
дидактические игры
Слайд 45Рекомендуемая литература
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.
Развитие речи детей дошкольного
возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1976.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. - М., 1972
Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.
Лисина М И., Галигузова Л.Н., Царегородцева Л.М. Развитие общения со сверстниками. Ранний возраст// Дошкольное воспиание. 1985. -№3
Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984. –223с.
Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. –М.: Просвещение, 1966. –176с.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М.: Просвещение, 1981. –159с.
Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.
Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.
Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1977. –239с.
Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960. –348с.