Слайд 1Слово «МЫ» сильней чем «Я».
Мы – друзья, и мы –
семья.
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Слайд 2Социально-личностное развитие -
процесс и результат двух взаимосвязанных
и взаимообусловленных процессов: социализации и интериоризации, которые направлены на вхождение
ребёнка в социокультурную среду.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс первичной социализации
Слайд 3Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является
основой для всего остального процесса социализации, а значит наибольшее значение
в первичной социализации играет семья и дошкольные учреждения, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
В связи с этим проблема социально-личностного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром – становится особо актуальной на данном современном этапе.
Актуальность:
Слайд 4Требования к социально-личностному развитию дошкольников:
развитие положительного отношения ребёнка к себе,
другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
создание условий
для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
Слайд 5Цели и задачи социально-личностного воспитания:
Содержание образовательной области "Социализация«
направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и
включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Слайд 6Социально-личностное развитие включает в себя несколько направлений работы и реализуется
через образовательные области:
Здоровье
Безопасность
Чтение художественной литературы
Труд
Коммуникация
Познание
Музыка
Социализация
Слайд 7Социально - личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного
осуществления, т.е. включения во все моменты образовательного процесса. Работа по
проблеме развития у детей дошкольного возраста навыков общения со сверстниками и взрослыми основывается на взаимодействии всех сотрудников.
Слайд 8Для успешного построения работы по данному направлению необходимо учитывать следующую
структуру:
Слайд 9Программно – методический комплекс:
«От рождения до школы» - примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.
Васильевой, Москва Мозаика-Синтез - 2010г.
Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б. Стёркина «Безопасность»; Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2002г.
О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», программа, учебно-методическое пособие, Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2002г.
М.Ю.Новицкая «Наследие» Патриотическое воспитание в детском саду, Москва 2003г.
Н.Ф.Губанова «Игровая деятельность в детском саду» программа и методические рекомендации, Москва Мозаика-Синтез 2008г
В.И.Петрова, Т.Д.Стульник «Нравственное воспитание в детском саду» программа и методические рекомендации, Москва Мозаика-Синтез 2006г
Е.В.Котова «В мире друзей» программа эмоционально-личностного развития детей. Москва 2007г.
Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская «Азбука общения», развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками; Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 1998г. В.И.Натарова, Н.И.Карпухина «Моя страна», Воронеж 2005г.
Е.К.Ривина «Герб и флаг России», Москва 2003г.
М.Б.Зацептина Т.А.Антонова «Народные праздники в детском саду», Москва Мозаика-Синтез 2006г
Т.И.Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание», Москва 2007г.
Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», опыт работы по патриотическому воспитанию; Москва 2003г.
Л.А.Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках отечества», Москва 2005г.
А.О.Ишимова «История России», Москва 1992г.
Г.Н.Рослякова «Воспитание юных Россиян», Воронеж 1994г.
Слайд 10Основной задачей мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения
ребёнком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном
учреждении, на развитие дошкольника, то есть на сформированность у ребёнка интегративных качеств:
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
Любознательный, активный.
Эмоционально отзывчивый.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Слайд 11Социально-личностное развитие происходит на протяжении всей жизни человека, но основы
его успешной реализации заложены в детстве. В дошкольном возрасте у
ребёнка возникает стремление к самостоятельной деятельности. Быть взрослым – самая главная потребность ребёнка, именно она руководит им в деятельности.
Он начинает присваивать социальные роли, и чем успешнее будет этот процесс, тем более вероятно, что он и далее овладеет механизмом социализации, усвоит нормы социального поведения, разовьёт качества личности, необходимые для него в будущем.