Слайд 1
-
Современные подходы к изучению основных тематических разделов предмета кубановедения
в 1-4 классах
Учитель начальных классов
МБОУ-СОШ № 5
ЩУКИНАМ.А.
Слайд 2
На Кубани вырос я, мне родней, понятнее наши южные края:
степи необъятные,
горы хлеба до небес,
ветки вишен алые,
если
лес – так южный лес перед перевалами…
В.Б. Бакалдин
Слайд 3
Каким должен быть современный урок кубановедения?
Этой проблеме сейчас уделяется большое внимание. И каждый из
нас, учителей, приходит к выводу, что современный урок кубановедения не может быть шаблонным, схематичным. На уроке должен присутствовать дух творчества, поиска, высокая научность, эмоциональность, рациональное использование методов и приемов, применение технических средств обучения.
Слайд 4
«Современный урок могут отличать любые черты, главное, чтобы и преподаватели,
и ученики пришли на него с желанием работать».
Слайд 5
В условиях реализации новых стандартов образования важными задачами являются: научить
ребенка осознавать безусловную ценность семьи; привить любовь к своей малой
Родине – Кубани; сформировать представление о многонациональном составе жителей Кубани.
Слайд 6
Главным в структуре преподавания предмета кубановедения является использование
системно- деятельностного подхода к обучению
Слайд 7
Системно-деятельностный подход - это …
содержание учебного процесса, в котором
главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной
степени самостоя-тельной познавательной деятель-ности школьника.
Слайд 8Приемы, которые я использую при проведении уроков кубановедения на каждом
из этапов урока.
Слайд 91.Начало урока
Приём "Ассоциативный ряд"
К теме или конкретному понятию урока
нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
Если ряд
получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
Оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
Слайд 102.Актуализация знаний
Чаще всего актуализацию знаний учащихся в начале урока учитель
проводит либо в виде опроса, либо в виде проверочной самостоятельной
работы, либо призывами «вспомнить», «подумать», «предложить».
Однако наиболее эффективными способами могут стать приемы:
Слайд 112.Актуализация знаний
Шаг за шагом.
Толстый и тонкий вопрос.
Вопросительные
слова.
Согласен - не согласен.
Слайд 12Приём “Шаг за шагом”.
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг
называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Пример. Тема «Природные зоны Краснодарского края» Ученики шагают к доске. И каждый шаг сопровождают названием какого-нибудь растения или животного из этой природной зоны.
Слайд 13Прием «Толстый и тонкий вопрос»
Прием позволяет формировать:
умение формулировать вопросы;
умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый
вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Пример. Тема «Почва»
Тонкий вопрос «Что такое почва ?»
Толстый вопрос. Какие типы почв преобладают в твоей местности.? Дай характеристику..
Слайд 14
“Вопросительные слова”.
Универсальный прием , направленный на формирование умения задавать
вопросы, может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной
теме урока.
Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Пример: тема Полезные ископаемые»
1.Где на территории Краснодарского края добывают нефть? И т.д
Слайд 15Прием согласен- не согласен
Данный прием дает возможность быстро включить
детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы
урока.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
Пример: тема «Водоемы», можно предложить следующие высказывания:
1.Территорию нашего края омывают два моря :Черное и Азовское.
2. Озеро является искусственным водоемом
3. Самые большие озера :Лаба, Ханское, Абрау и т.д
Слайд 16Изучение нового материала
Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят
от многих факторов: особенностей и уровня подготовки детей, особенностей предмета,
особенностей темы, возможностей и технического оснащения кабинета.
Даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести учащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала.
Слайд 17Изучение нового материала
Лови ошибку.
З-Х-У
Слайд 18Прием «Лови ошибку»
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует:
умение анализировать
информацию;
умение применять знания в нестандартной ситуации;
умение критически оценивать
полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, текст, содержащий неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются.
Слайд 19Прием «Знаю-хочу узнать - узнал»
Формирует:
• умение определять уровень собственных знаний;
• умение анализировать информацию;
• умение соотносить новую информацию со своими установившимися
представлениями.
Слайд 20
Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. На
«стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список
того, что они знают или думают, что знают, о данной теме
Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. После рассказа учителя, обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».
Слайд 214.Решение учебных задач
Как правило для решения учебных
задач на уроке отводится достаточно времени, чтобы организовать самостоятельную деятельность
детей. На данном этапе было бы эффективно использовать приемы системно - деятельностного подхода
-Морфологический ящик
-Создай паспорт
Слайд 22Морфологический ящик.
Прием используется для создания информационной копилки . Модель служит
для сбора и анализа информации. Копилка универсальна, может быть использована
на различных предметах
Пример.
Кубановедение- копилка дат основных исторических событий, народных обычаев, различных видов животных и растений;
Слайд 23Создай паспорт.
Прием для систематизации, обобщения полученных знаний
Пример. Тема «Природные зоны
края»
Создай характеристику природной зоны по плану:
1.Расположение на карте природных
зон
2.Климатические условия
3.Растительный мир
4.Животный мир.
5.Занятия населения
Важно помнить!
Рефлексия проводится не для учителя, не
для логического завершения урока, а для ученика.
-»Коробок Знаний»
_»Телеграмма»
- «Синквейн «
_ «Мысли во времени»
Слайд 25Прием «Коробок знаний»
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после
изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе,
а также, возможно, в отношениях с другими. Коробка перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример.
я знаю много о водоемах Краснодарского края
я разобрался в такой-то теме
я наконец-то запомнил название природных зон и т.д.
Слайд 26Приём "Синквейн"
Это стихотворение из пяти строк, в котором автор
выражает свое отношение к проблеме
Слайд 27Прием «Телеграмма»
Приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.
'Пример. Кратко
написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу
по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
Слайд 28Прием «Мысли во времени»
Учитель называет ключевое слово. как правило, оно
тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся
необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом. По истечении времени. Ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.
Почему я записал именно эти слова?
О чем я думал, когда писал эти слова?
Чтобы я хотел в записях изменить?
Написанное мной имеет или не имеет для меня значение
Слайд 29
"Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню.
Дай мне действовать самому и я научусь."