Слайд 1Совместный проект
МДОУ «Детского сада №15», «Детского сада №93», «Детского
сада №107», «Детского сада № 235», «Детского сада №2»
к 90-летию
муниципальной системы образования
СОЗДАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Слайд 2Цель проекта: Изучение особенности формирования первичного представления о мире профессий
и интереса к профессионально-трудовой деятельности в дошкольном возрасте.
Задачи:
- изучить теоретические
основы вопроса ранней профориентации в ДОУ;
- проанализировать возможности использования РППС, ИКТ-технологий в аспекте ранней профориентации
рассмотреть возможности активного участия родителей в процессе знакомства детей с профессиями
определить особенности ранней профориентации у детей с ОВЗ
Слайд 3Виды взаимодействия
Мастер-классы
Выставки
Смотры
Экскурсии
Тематическая игра
Социологическое исследование (анкетирование)
Слайд 4Создание предпосылок для ранней профориентации дошкольников средствами РППС
подготовила:.
старший воспитатель Парыгина
Е.С.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15»
Слайд 5Структура
1. Система работы по знакомству с миром профессии в ДОУ
2.
Роль дидактических игр в процессе ранней профориентации
3. Сюжетно-ролевая игра по
профессиям.
4. Обзор новых игр по профессиям.
Слайд 6Мир профессий –
мир открытий
Слайд 7Система работы по формированию элементарных представлений у детей дошкольного возраста
о профессиях взрослых
Слайд 8Цели и задачи мастер-класса «Создание предпосылок для ранней профориентации дошкольников
средствами РППС»
Цель: Рассмотрение возможностей использования РППС для создания предпосылок ранней
профориентации дошкольников.
Задачи:
Определить составляющие РППС по профессиям
Рассмотреть возможности использования дидактических материалов, книг для знакомства с профессиями
Рассмотреть примеры реализации сюжетно-ролевых игр по профессиях в разных возрастных группах
Слайд 9Оснащение РППС в целях ранней профориентации включает в себя:
Подбор художественной
литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек в книжном уголке
Создание картотеки пословиц и
поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда
Подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности
Подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями
Слайд 10Оснащение РППС в целях ранней профориентации включает в себя:
Подбор демонстрационного
материала по теме «профессии»
Подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой
«Профессии»
Выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых
Оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников
Оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»
Материалы для сюжетно-ролевых игр
Слайд 11Формы и методы работы с дошкольниками
Экскурсии, наблюдения во время целевых
прогулок;
рассказы воспитателей и родителей;
непосредственно образовательная деятельность;
игры, праздники и развлечения;
самостоятельная художественно
– творческая деятельность.
Слайд 12Алгоритм ознакомления с профессией.
Название профессии
Место работы
Материал для труда
Форменная одежда
Орудия труда
Трудовые
действия
Личностные качества
Результат труда
Польза труда для общества.
Слайд 14Задачи использования дидактических игр, материалов, литературы в разных возрастных группах
Слайд 15Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Формировать первоначальные представления о некоторых
видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
Учить вычленять труд
взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
Обращать внимание на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;
Развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
Слайд 16Дидактические материалы в группе младшего дошкольного возраста
Слайд 17Дети среднего дошкольного возраста
(4-5 лет)
Формировать представления о профессиях, направленных
на удовлетворение потребностей человека и общества;
Формировать представление о сложных трудовых
операциях и механизмах;
Формировать первичные представления о мотивах труда людей;
Формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественных произведениях;
Учить сравнивать профессии
Учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат
Знакомить с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.
Слайд 18Дидактические материалы в группе среднего дошкольного возраста
Слайд 19Дети старшего дошкольного возраста
(5-7 лет)
Расширять и систематизировать представления о
труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личной и
общественной значимости
Расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
Формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
Формировать представление о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы
Систематизировать знания о труде людей в разное время года;
Знакомить с трудом людей творческих профессий.
Слайд 20Дидактические материалы в группе старшего дошкольного возраста
Слайд 21Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка
дошкольного возраста. Игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с
тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
Слайд 22Особенности организации сюжетно-ролевой игры
во второй младшей группе
В сюжетно-ролевой игре
трудовые действия носят еще имитационный, подражательный характер, мало внимания обращается
на результат труда.
Слайд 23Особенности сюжетно-ролевой игры
в среднем возрасте
Появляются игры с более сложным
сюжетом, увеличивается количество изображаемых трудовых действий.
Слайд 24Особенности организации сюжетно-ролевой игры
в старшей и подготовительной группе
Совершенствуются игры,
в которых отражены отдельные профессии. В игре воспроизводятся не только
трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей
Слайд 25Значение сюжетно-ролевых игр по профессиям
у детей формируется обобщенное представление о
структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,
-
активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,
- развивается чувство уважения к людям разных профессий.
Слайд 27Профессия фермер
Счастливая ферма
Счастливая ферма – это и очаровательные животные, и
битва за урожай, и стратегия. Каждый игрок – владелец фермерского
хозяйства. Цель – как можно лучше откормить четырёх подопечных животных. У каждого игрока имеется персональный планшет с изображением огорода и амбара, две карточки корма, две монеты, а также голодные и очень грустные кролик, овца, свинья и корова. Побеждает тот игрок, чьи животные окажутся более упитанными и веселыми к концу игры
Слайд 28Профессия водитель
1 этап игры: постройка города с дорогами, зданиями и
площадями
2 этап игры: Дальше игрок ловит пассажира (тянет карточку
заданий из 12 выбранных) и прокладывает маршрут с помощью карточек движения. На них изображены стрелки: направо, налево, прямо и так далее.
3 этап игры: подтвердить свою версию экспериментом. А именно – проехать машинкой по выбранному маршруту.
Игра «Такси»
Слайд 29Профессия врач
Мистер зубастик
Маленький ветеринар
Игра ставит ребенка на место врача-стоматолога, которому
очень нужно помочь мистеру Зубастику вылечить зубы. Малыш научится ставить
пломбы, брекеты или даже вырвать парочку зубов.
Набор доктора ветеринара поможет проверить состояние здоровья щеночка и котеночка, которые входят в комплект, полечить зверюшек, а также провести оперативное вмешательство, если в этом будет необходимость.
Слайд 30Профессия врач
В задачу маленьких хирургов входит провести операцию по удалению
частичек «забавной анатомии» с помощью пинцета. Эту операцию необходимо проводить
не только очень аккуратно, но и довольно быстро. В игре предусмотрено 2 уровня сложности и тренировочный режим
Операция
Стоп, ветрянка
это веселая игра, в которой игрокам нужно побороть ветрянку. Микстурами, таблетками и хорошим настроением лечить можно до 4 человек.
В состав игры входят: 27 карт, 4 «лица», 30 крапинок и 10 мишек. Все «ветрянки» лежат в маленьком специальном конвертике, чтобы не рассыпались по коробке.
Слайд 31Профессия повар
Пи
Пиццерия
Башня из кексов
Это поварские наборы с большим количеством формочек,
инструментов для создания кулинарных шедевров.
Слайд 32Строительные профессии
В каждом наборе есть кирпичики, при помощи которых можно
строить домики, замки, и другие интересные постройки. Кирпичи – это
универсальный инструмент для постройки, используемый и в реальной жизни, а ребенку будет любопытно самому участвовать в таком ответственном деле – как строительство из кирпичей. В процессе игры ребенок развивает мелкую моторику, пространственное мышление, творческие способности.
Строительный конструктор «Домик» из кирпичей
Слайд 33Офисный служащий
Суперофис
Цель игры - рассадить всех сотрудников по нужным кабинетам
и расставить офисные принадлежности по своим местам. При этом обязательно
выполнить все условия заказчика, представленные в виде зашифрованных заданий.
Слайд 34Сюжетно-ролевые и дидактические игры являются основой профориентационной развивающей предметно-пространственной среды.
Знакомство
с миром профессий через РППС позволяет ненавязчиво подвести детей к
важному выводу, что труд является значимой сферой жизни.
Слайд 35Спасибо за внимание!
Желаем успехов в профессиональной деятельности!