Слайд 1
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПИСЬМА
у младших школьников.
Виды, причины, коррекция
Слайд 2 Письмо делится на три составляющие:
Каллиграфия (правила
начертания букв);
Графика (правила обозначения звуков буквами);
Орфография (система действий
по выбору правильного написания буквы в слове).
Слайд 3
Каллиграфические ошибки:
Неумение придерживаться строки
Несоблюдение наклона и размеров букв
Устойчиво
неправильные соединения букв (вопреки образцам)
«дрожащее письмо»
Крупное или мелкое
письмо, неравномерное расстояние между буквами, угловатое, размашистое, вычурное, тесное, неряшливое письмо.
Слайд 4Графические ошибки:
Искажение букв (недописывание или прибавление элементов букв)
Пропуск букв
и слогов
снки - санки, кичат- кричат
Пропуск
двух и более букв
здоровье – дорве, брат - бт,
девочка - девча, колокольчики - калкочи
Слайд 5Замена букв
д-т (тавно, сыдый, медёт, втрук.);
в-ф
( партвель, ворточка картовель);
ё-ю (клёква, замюрз,
салёт, перелютные);
г-к-х (черёмука, гороговый, за голмом);
ч-с (сквореч, чапля, процитал, цястый)
ц-с (рельцы, куриса, наулетсах).
Слайд 6Перестановки букв и слогов
Чулан – чунал, плюшевого - плюшегово
Вставки гласных букв (обычно при стечении согласных)
шекола, ноябарь, дружено
Персерверации (согласный или гласный заменяет вытесненную букву в слове)
на деревьях - на девевьях
с родными - с родмыми
Слайд 7Ошибки на уровне слова
Раздельное написание частей слова
и дут, на
чалось, б рат, поп росил
Слитное написание слов и служебных
слов: усосны, надерево
Контаминации – слитное написание
слов их искажение
лепят бабу – лептбау
была зима - блзм
Слайд 8 Дисграфия –
одно из проявлений системного
нарушения речи, которое охватывает все стороны речевого развития, затрудняет усвоение
языковых знаний и умений;
это стойкие ошибки одного или нескольких видов
Дизорфография - неумение применять при письме орфографические правила после периода закрепления
Слайд 9
Почему возникает дисграфия?
1. Нарушение функций головного мозга, возникшее в
процессе патологически протекающей беременности мамы, родов, либо осложнений, которые развились
в первые дни жизни новорожденного.
Если центральная нервная система у ребёнка развивается особенным образом, если она сформирована недостаточно полноценно, то это неизбежно скажется на формировании его речи, памяти, мышления.
2. Специфические ошибки на письме в школе – следствие нарушения устной речи дошкольников.
Слайд 10Причины типичных ошибок письма у младших школьников:
малый опыт чтения
и письма;
недостаточный навык звукобуквенного анализа слов;
неумение сосредоточиться, неустойчивое
внимание, плохая память;
психофизиологические особенности: нечёткость слуховых, речедвигательных и моторных образов слов в речевой памяти;
влияние просторечия и диалектного произношения
Слайд 11
Рекомендуемые практические упражнения:
Списывание:
- с рукописного текста;
- с
печатного текста
(с обязательным проговариванием слогов и самопроверкой)
Графический диктант
Слайд 12Прочитай и запиши слова, вставляя недостающий слог СА или ТЫ:
Колё-, пар-, -хар, кус-, солда-,
-ды, кар-, по-дил,
бога-ри, кро-,
поло-, хала-, ли-, лис-
Запиши слова, составленные
из данных слогов:
Ко, пей, ли, мин, ви, та, ке, ра, та,
Ри, ку, ца, то, ав, бус, ни, пят, ца