Слайд 1Специфика изучения глагола в начальной школе по системе Н.Ф.Виноградовой «Начальная
школа XXI века»
Глагол
Слайд 2Цель исследования
на основе изучения особенностей учебно-методического обеспечения программы Н.Ф.Виноградовой
«Начальная школа XXI века» по русскому языку, анализа научно-методической литературы
по изучению глагола в начальной школе, а также планирования работы по русскому языку
в 4 классе разработать содержание уроков по изучению глагола в 4 классе начальной школы и экспериментально проверить эффективность данной работы
Слайд 3Объект исследования
– процесс формирования грамматических навыков на уроках русского языка
в начальной школе при изучении глагола.
Предмет исследования
- содержание дидактического материала
и способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся по усвоению грамматических навыков при изучении глагола.
Слайд 4Рабочая гипотеза исследования:
я предполагаю, что работа по изучению глагола на
основе программы Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа XXI века» будет эффективной, если
существенно скорректировать и адаптировать данную систему непосредственно к каждому классу, исходя из уровня развития детей, степени восприятия ими учебного материала.
База исследования:
4 Г класс средней общеобразовательной школы № 62 с углубленным изучением отдельных предметов Авиастроительного района
г.Казани РТ.
Слайд 5Целями обучения русскому языку по программе Н.Ф.Виноградовой являются:
ознакомление учащихся с
основными положениями науки о языке;
формирование умений и навыков грамотного,
безошибочного письма;
развитие устной и письменной речи учащихся, языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Слайд 6Особенности программы
методика обучения строится
на приоритетном использовании наглядно-образного мышления
как типичного для детей этого возраста,
на особом внимании к
игровым методам обучения и такой организации учебного процесса, которая обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.
Слайд 7Учебно-методический комплект программы
состоит из двух направлений:
для учащихся (учебники, рабочие
тетради) коррекционно-развивающие рабочие тетради
для учителя (так называемый «шлейф») - книги,
методические рекомендации, поурочные планирования и др.
Слайд 8Особенности программы русского языка
(учебник русского языка С.В.Иванова)
материал излагается с
целью не только заучивания, «зазубривания», а с такой целью, чтобы
ученик понял, для чего существуют лингвистические понятия и категории;
многие новые темы изучаются на основе выведения правила самими учащимися, для чего ставятся проблемные вопросы, ситуации, вспоминается пройденный материал, таким образом, на основе анализа и синтеза развивается не только чувство языка, но и интерес, логическое мышление; для этого в программе созданы специальные рубрики «Давай подумаем», «Обрати внимание», «Вспомни», «Тайны языка»;
для целей развития культуры речи в программе предусмотрен раздел «Говори правильно»;
в программе введен новый для четвероклассников раздел «Наклонение глагола»;
Слайд 9Планирование уроков
по изучению глагола
в 4 классе
На уроках русского
языка я использую учебник Русский язык. 4 класс. Иванов С.
В., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю.
Для индивидуальной работы - рабочую тетрадь Кузнецовой М.И. Учусь писать без ошибок. 4 класс.
На уроках помимо образовательных (изучение нового материала о глаголах, повторение пройденного) ставлю задачи развивающие, воспитательные.
Мы знакомимся с наклонением глагола (данная тема отмечена как трудная), но уроки проходят только на уровне знакомства, размышлений, ввода в данную тему.
В общем, авторы программы не советуют отступать от программы, вводить какие-либо совершенствования, чтобы у детей не было дезориентированности, загруженности и т.д. Поэтому стараюсь в работе придерживаться рекомендаций авторов программы.
Слайд 10Констатирующий эксперимент
1 этап – диагностика знаний по теме «Глагол»
Слайд 11Формирующий эксперимент
Игры
Игры-путешествия
Игры-экскурсии
Игры-спектакли по теме «Глагол»
Результат работы - дети начинают по-другому
относиться к слову и сами становятся авторами языковых игр, то
есть активными творцами.