Слайд 1Проект учащихся 3а класса мбоу
г. Иркутска сош № 37
Традиции
народов России
Руководитель: учитель 3А класса МБОУ г. Иркутска СОШ №
37 Фролова Светлана Юрьевна
Слайд 2Традиции народов России
Цель:
знакомство с традициями
народов России;
с культурой
нашей страны,
воспитание чувства патриотизма;
уважение к наследию предков
Слайд 3Участники проекта:
3А класс МБОУ Г. Иркутска СОШ № 37
Слайд 4Вопросы, которые мы изучали:
История российского герба
Первая славянская азбука
Символ России –
матрешка
О самоваре
История хохломской росписи
Фарфор
Деревянное зодчество
Исторические корни бани
Гостеприимство
Слайд 5Ро́дина (происходит от слав. род; укр. роди́на — «семья», болг. роди́на — «родина, место
рождения», сербохорв. родѝна — «обилие плодов», чешск., словацк. rodina — «семья», польск.
rodzina — семья) — синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека.
Слайд 6Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие,
имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.
Культура
представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.
Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.
Слайд 7История герба россии
Символы Московского княжества
Герб Русского царства (печать Ивана IV)
Герб,
утвержденный Павлом I
Большой государственный герб России, 1882 г.
Герб РСФСР
Герб
Российской Федерации
Слайд 8Об истории герба России (Лепина Валерия, Рахманбердиева Камила)
Слайд 10С их помощью можно было сосчитать и записать сумму налога,
составить календарь. В IX в. среди славян стало распространяться христианство.
Оно пришло из Византии. Для церковной службы потребовалось перевести греческие книги на язык славян. Но прежде всего необходимо было создать славянскую азбуку.
О первой славянской азбуке нам рассказали Акайкина Диана и Александрова Илона
Глаго́лица — одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл) Философ для записи церковных текстов на славянском языке. Славяне давно делали попытки создать свою письменность. Так, в Болгарии первыми знаками, применявшимися при счете, были «черты» и «резы». Они состояли из прямых линий.
Слайд 11Матрешка – символ россии
Василий Звездочкин
за работой
Автором нашей матрёшки стал
токарь Звёздочкин, а крестьянской девочкой куклу расписал художник Малютин. Почему
её назвали именно Матрёшкой? Считается, что это название произошло от русского имени Матрёна. В свою очередь у этого имени имеются свои корни. Оно пошло от латинского Matrona, что значит «знатная женщина». Удачное название, ведь действительно кукла стала по-настоящему «знатной».
Слайд 12Наша Матрёшка - торт
Мало кому известно, что у русской
матрёшки
совсем не русские корни.
Мифов о её происхождении довольно
много,
но большинство исследователей считает, что прообразом матрёшки стало японское божество, чья фигурка тоже раздвигалась и вмещала в себя более мелкие части. Эта японская фигурка представляла собой лысенького старичка.
Илона Александрова и о матрешке тоже
Слайд 13Чтобы добыть более полную информацию
о самоваре и о традиции
чаепития,
Дима Никитюк и Саша Скальский побывали
в Музее чая.
И вот что они нам рассказали.
Самовар –
символ России
Презентация Никитюк Д. и Скальского С.
Слайд 14Самовар – символ России
Береги в доме добро, в чае —
тепло. (русская)
В городе чай – гостям угощение, в деревне –
себе наслаждение. (русская)
В Тулу со своим самоваром не ездят. (русская)
Выпей чайку — забудешь тоску. (русская)
Выпьешь чай — прибавятся силы. (китайская)
Где уж нам, мужикам, чай с сахаром пить. (русская)
За чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем. (русская)
И чёрту бывает 18 лет, и у плохого чая есть первый настой (японская).
Коль чаем угощают, значит уважают. (русская)
Слайд 15Тульские пряники
Памятник тульскому прянику
1685 год - первое упоминание о тульских
пряниках. Именно тульские умельцы придумали вырезать из груши и березы
специальные формы – «пряничные доски», с помощью которых создавались на выпечке затейливые узоры, слова, символические изображения. Пряники, изготовленные с помощью таких досок называются печатными.
Известные пряничных дел мастера: братья Гречихины, братья Щукины, отец и сын Белолипецкие.
Слайд 16У тульского пряника многовековая история, всенародная известность. А вот кто
придумал такой рецепт, никому не известно. В книге за 1685
год, в которой сообщается о жизни и занятиях туляков, говорится: «…занимались иным «рукомеслом». Торговали по мелочам орехами и пряниками». Действительно, в Туле пекут и продают мятные, медовые и «печатные» пряники, украшенные затейливыми узорами уже несколько столетий. Например, тульские пекари еще в 1778 году преподнесли императрице Екатерине II на юбилей Санкт – Петербурга огромный пряник диаметром 3 метра с панорамой строящейся столицы. Для этого специально была построена печь, которую затем сломали, чтобы другого такого пряника никто не смог сделать. Среди драгоценнейших подарков, которые преподнесли Екатерине II другие города, тульский пряник был самым крупным.
Строганова Маша и Михайлов Кирилл
Слайд 18Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную
роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зелеными и золотистыми тонами по чёрному фону.
На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются такие краски как красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой.Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Слайд 19Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом
берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши,
Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.
В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в д. Сёмино).
Борисова Катя и Малыгина Лера
Слайд 20Фарфор
Письмо Франсуа Ксавье д’Антреколя о технологии производства китайского
фарфора, 1712 г
Фарфор
— восхитительный материал, тонкий, мелодичный. Сквозь его стенки мягко просвечивает
солнце, а изделия из этой полупрозрачной керамики делают нашу жизнь красивой радостной.
Родина фарфора — Древний Китай. Китайские мастера-керамисты так долго хранили секрет производства фарфора и поражали его красотой и изяществом остальной мир, что в английском языке название страны и фарфора склеилось. И стало обозначаться одним и тем же словом - China.
Слайд 21Деревянное зодчество
Дом – музей Волконских
Трофимов Андрей, Трофимов Алексей, Строганова Мария,
Михайлов Кирилл
Дом Волконских
Появлением совершенно уникальных для Иркутска памятников деревянного зодчества
город обязан политическим ссыльным – декабристам С.Г. Волконскому и С.П. Трубецкому, дома которых составляют сейчас ядро мемориального комплекса «Декабристы в Иркутске». В этом доме семья прожила 17 лет из 30. Дом построен в 1838 году в селе Урик. В 1847 году после приобретения участка земли в Иркутске напротив Спасо-Преображенской церкви дом был перенесен в город. Дом считался одним из лучших в городе, стал центром иркутской общественной жизни.
Слайд 22Дом Шастиных
Энгельса, 21. Дом построен в конце XIX века. Известен
чаще под названием «кружевной дом». Обильное декоративное украшение, сложные очертания
кровли с башенками и фигурными деревянными столбиками выделяют этот двухэтажный деревянный особняк своей неповторимостью.
Дом Шубиных
Лапина, 23. Один из старейших деревянных домов города, самый старый деревянный дом. Пережил пожар 1879 г. Памятник архитектуры федерального значения. В одноэтажном доме на подклете есть прируб к боковому фасаду, в нем крыльцо, сени, лестница. Есть и антресольный этаж прируба, на котором открытый балкон. В те годы запрещены двухэтажные дома, поэтому чердачный этаж был виден только со двора. Первая постройка по композиционно – планировочной схеме.
Слайд 23130-й квартал
130-й квартал начал застраиваться со второй половины XVIII в.
Раньше здесь располагались казенные и жилые дома, кустарные производства, казармы,
сараи, склады, стекольный завод. Возводились в основном деревянные дома, не было опыта строительства из кирпича. Во второй половине XIX в. Стали строить двухэтажные дома. За годы дома постепенно обветшали, квартал пришел в запущенное состояние. В 2008 году было принято решение навести порядок, дома отремонтировать и вернуть городу его исторический центр.
Слайд 24Тальцы
47 км Байкальского тракта. Уникальный музей под открытым небом, в
котором собраны памятники архитектуры и этнографии 17 – 19 веков.
Старинные
усадьбы, терема, башни, храмы, которые строились столетия назад. В музее представлены четыре историко-культурные зоны Приангарья: русская, бурятская, эвенкийская и тофаларская.
Спасская башня из Илимского острога (1630 г.) – одна из шести сохранившихся в мире острожных башен – оригиналов.
Поездка в Тальцы стала для нашего класса традиционной. Мы были здесь уже третий раз. И всегда получаем новые, интересные знания, делаем все новые открытия. 19 февраля 2015 г. мы открыли для себя монгольскую юрту.
Слайд 25Церковно – приходская школа (1885 г)
В Тальцах можно принять участие
в старинных обрядах, праздниках, игрищах.
В монгольской юрте
Слайд 26Исторические
корни бани
Исторические корни бани берут свое начало с древнейших
времен. Еще в Древнем Египте существовал культ бани, который основывался
на чистоте тела. Египтяне соблюдали умеренность в еде, парились в бане и вели активный образ жизни, что способствовало укреплению их здоровья и продлевало им жизнь. Практически каждому больному врач назначал париться в бане.
В Индии бани стали пользоваться популярностью где-то 1500 лет назад до н.э. Также как и в Египте, их использовали как для лечебных целей, так и для гигиенических.
Получила баня распространение и в Древней Греции. Александр Македонский, побывав в Египте и познакомившись с египетскими банями, дал приказ строить такие же бани с горячими полами.
Информация Плохотникова Никиты, Щербакова Саши
Слайд 27Своеобразна японская баня, которая зародилась очень давно. По буддистским законам
в Японии нельзя было использовать мыло, так как для его
производства необходимо было убивать животных. Поэтому японцы купались в очень горячей воде. Японская баня получила название – фуро. Фуро сооружали в большой деревянной бочке, на дно которой устанавливали сиденье. Человек находился в бочке полулежа, погрузив тело до груди в горячую воду и надев на голову колпак, смоченный мокрой водой. Бочка ставилась на печь. Процедура занимала где-то около 5 минут. После ее завершения делали массаж, вытирались насухо, заматывались в теплые одеяла и потели.
В средневековой Европе считалось, что купание может угрожать жизни. И церковь активно поддерживала эти предрассудки. Даже члены королевской семьи мылись всего 2 раза в своей жизни – при рождении и перед своей свадьбой. Знатные люди выливали на себя обильное количество духов, чтобы хоть как-то перебить зловоние, исходившее от их тел. Отказ от мытья явился одной из причин возникновения эпидемий холеры и чумы в Европе.
Слайд 28На Руси не было запретов на мытье, и первые бани
появились в V – VI веках. Парились в банях и
бедные жители, и богатые, поэтому бани строились для знати и для бедного народа. Баня на Руси использовалась не только для гигиены, но и использовалась в обрядах. Например, перед венчанием и после свадьбы на второй день жених с невестой обязательно посещали баню.
На Руси разрешалось строить баню как богатым, так и бедным. И если был свободный земельный участок, то на нем можно было соорудить баню. Обычно баню топили по субботам. Бани были построены из цельных бревен, внутри находилась печь-каменка, которая занимала третью часть посещения. Печь растапливалась, отапливалось помещение бани, а камни, которые лежали на печи, раскалялись.
После этого трубу печи закрывали заслонкой, а камни поливали водой, чтобы получить пар. Парились на полках, которые представляли собой подобие лестницы с широкими полками. На самых высоких полках парились самые выносливые. Посещали баню мужчины и женщины одновременно. И только в 1743 г. вышел указ, который запрещал посещение бани одновременно лицами разных полов.
Слайд 29Что было до бани
За много времени до того, как появились бани,
славяне парились очень остроумно – в… печках. Они использовали ее замечательное
свойство сохранять жар после, например, выпечки хлеба. Из жерла печи удаляли копоть и золу, на поддон настилали солому, ставили кадку с водой и веник. Дальше кто парился первым, садился на обычную доску, а помощник вдвигал его в жерло. Потом заслонку печи плотно закрывали, и человек внутри парился, предварительно побрызгав воду на стенки печи, получая душистый пар с запахом свежего хлеба.
Когда парильщик заканчивал, он стучал по заслонке, и его вынимали так же, как и помещали. Он обливался холодной водой или бежал окунуться в реку.
Слайд 30Наверное, нет человека, который бы не любил мыться в бане.
У нас тоже дома есть баня. Как правильно мыться? Какие
принадлежности должны быть обязательно в бане?
Слайд 31Банные процедуры…
Помните, что перед тем, как париться, необходимо залить веник
теплой водой, через некоторое время обдать горячей. Нельзя сразу париться.
Надо посидеть и попотеть сначала на нижних полках, затем подняться повыше. Нельзя мыть голову перед парной. Правильно париться веником – это обмахивать тело листьями, хотя русские люди любят шлепать себя. Обязателен перерыв 10-15 мин.
Слайд 32Гостеприимство (Бурдинский Петя)
Русское гостеприимство всегда славилось и было главной добродетелью русского
человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Пришедший гость попадал под
особое покровительство хозяина. Его встречали земным поклоном («Добро пожаловать!»), окружали вниманием и заботой («Гости на двор, так и ворота на запор!»), с гостем делились самым сокровенным, что почиталось святыней («Хлеб да соль!»), гостю уступали почетное место за столом («Красному гостю – красное место!»), гостя потчевали самым сытным куском («Чем богаты, тем и рады!»), от гостя узнавали новости («Наперёд напои-накорми, а после вести выспроси»). Провожая гостя, желали ему доброго пути («Скатертью дорога!»). Обидеть гостя не разрешалось ни в коем случае, даже если это был враг («В поле – враг, а дома – гость: садись под святые, починай ендову!»)
В знаменитом трактате «Поучение» великий князь Владимир Мономах заповедовал с одинаковым почтением относиться к любому гостю, будь то православный русич или чужак-иноверец. К последнему призывал относиться с уважением, так как тот много путешествовал и много повидал, а коли достойно будет принят в гостях, то слух о хорошей репутации хозяина дома, а по нему и всей страны, распространится далеко за ее пределы.
От того, как принимали гостя, как были ему рады и пошла традиция считать такие дома гостеприимными, хлебосольными, а хозяев дома – радушными, располагающими. Гостя, прежде всего, нужно было напоить и накормить, в баньке попарить, а потом уже беседы вести.
Слайд 35Спасибо за внимание!
Любите и берегите нашу Родину – Россию!
Цените достояние
наших предков!
Приумножайте славу своей страны!