Слайд 1
Требования к организации
развивающей
предметно-пространственной среды в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Слайд 2В работе представлены материалы для педагогов по созданию оптимальных условий
для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при работе с детьми дошкольного
возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями и способностями с ориентиром на творческий потенциал каждого ребенка.
В качестве учебно-методического пособия использован сборник «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.»
Авторы: Карабанова О.А., Алиева Э.Ф.,
Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М.
Одобрено ФГАУ «ФИРО».
Слайд 3
Стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому
ребенку для сохранения
самоценности
дошкольного детства.
Развитие ребёнка
осуществляется только в
игре,
а не в учебной деятельности.
Слайд 4 Развивающая
предметно-пространственная среда –
часть образовательной среды,
представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием
и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Слайд 5 3.3.1. РППС должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
Организации, Группы и прилегающей к Организации территории (участок).
3.3.2.
РППС должна обеспечивать возможность:
общения;
совместной деятельности детей и взрослых;
двигательной активности;
уединения.
Слайд 6
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать
и гарантировать:
охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального
благополучия детей;
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства;
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на свободный выбор детей;
создание условия для ежедневной трудовой деятельности;
открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность;
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка;
создание равных условий для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, а также имеющих различные возможности здоровья.
Функции РППС:
образовательная;
развивающая;
воспитывающая;
стимулирующая;
развивающаяся.
Слайд 8Насыщенность
РППС должна включать средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и
оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех категорий детей.
Слайд 9
Трансформируемость
РППС должна обеспечивать возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации,
в том числе меняющихся интересов и возможностей детей.
Слайд 10
Полифункциональность
РППС должна
обеспечивать
возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов,
мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов)
в разных видах детской активности.
Слайд 11 Доступность
РППС должна обеспечивать свободный доступ воспитанников
(в том
числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Слайд 12
Безопасность
Все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности
и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
и правила пожарной безопасности.
Слайд 13Вариативность
РППС должна обеспечивать наличие различных пространств, разнообразие материалов, периодическую
сменяемость и появление нового игрового материала.
Слайд 14Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:
провоцировать
ребенка
на агрессивные действия;
провоцировать игровые сюжеты, связанные с
безнравственностью и насилием;
Слайд 15вызывать у ребёнка
нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим
за рамки его возрастной компетенции;
провоцировать ребёнка на пренебрежительное или
негативное отношение к расовым особенностям и физическим
недостаткам других людей.
Слайд 16 При проектировании РППС необходимо учитывать следующие факторы:
психологические факторы;
психофизиологические факторы;
зрительные ощущения;
слуховые
ощущения;
тактильные ощущения;
физиологические факторы;
антропометрические факторы.
Слайд 17 Внедрение информационно-образовательных технологий
Дидактические принципы применения (ИОТ):
принцип научности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип индивидуальной доступности;
принцип прочности
усвоения знаний и развитие познавательных способностей дошкольников;
принцип преемственности для сохранения связи стадий формирования знаний и навыков, различных по содержанию и способам осуществления;
принцип наглядности (интерактивной наглядности);
принцип мультимедийности;
принцип когнитивности коммуникации (организация диалога между компьютером и ребенком).
принцип активизации познавательной деятельности;
принцип межпредметных связей (формирование логического мышления).
В условиях ДОО возможно, необходимо и целесообразно использование ИОТ в различных видах образовательной деятельности.
Слайд 18
Примерный перечень зон для организации РППС:
для сюжетно-ролевых и режиссерских
игр;
для самостоятельной деятельности детей;
для двигательной активности;
для настольно-печатных и развивающих игр;
для
экспериментирования и наблюдения за природными явлениями;
для отдыха (уединение, общение и пр.).
Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль!
Организация пространства
Слайд 19 Вывод:
Задача оснащения развивающей предметно - пространственной
среды ДОУ остается одной из главных.
В группах необходимо продолжать расширять, обновлять уголки, зоны, центры активности,
пополнять дидактические
и развивающие игры в соответствии с ФГОС ДО.