Слайд 1Классный час
Тема «Тренируем память. Виды памяти. Приемы запоминания»
Память —
кладовая ума
Пословица
Ковальчук Л.Л., классный руководитель 10 класса «Б»
МОУ
СОШ №36
2011
Слайд 2Основные вопросы темы:
Виды памяти.
Почему вредно «вызубривать» учебный материал?
Способы развития памяти.
Слайд 3Если Вы часто забываете, не помните, где Ваши вещи, приходится
записывать элементарные вещи в свой ежедневник, подумайте – может пора
тренировать свою память?
Самая лучшая память у:
актеров – много учат монологов
ученых – понятно, потому что равномерно усиленно работают все части мозга.
пчеловоды (!) – оказывается, продукты пчеловодства очень богаты на микроэлементы, что способствует развитию памяти.
Слайд 4Знаете ли вы, что…
Наполеон был способен прочитывать до 2 тыс.
слов в минуту.
Бальзак прочитывал роман за полчаса
Македонский знал 30
тыс. своих солдат поименно и в лицо
Моцарт один раз прослушал сочинение Аллегри и смог после этого воссоздать точную копию по нотам.
Слайд 5Память
— это психический процесс, включающий в себя:
а) запоминание предметов,
явлений, лиц, действий, мыслей и т. д.;
б) сохранение в памяти
того, что было запомнено;
в) воспроизведение запомненного;
г) узнавание при повторном восприятии тех объектов, которые имели место в прошлом опыте. Обычно различаются четыре вида памяти.
Слайд 6Наглядно-образная память
проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых
и двигательных образов. Это может быть зрительное представление объектов наблюдения,
собеседника, участка местности, здания, а также движения, процесса общения и т. д. В состав наглядно-образной памяти входят слуховые представления. Они проявляются в том, что человек как бы слышит голос интересующего лица, звук и шум мотора нужной ему автомашины, гул соответствующего участка города. Наглядно-образная память имеет большое значение в рабочей, учебной и творческой деятельности человека.
Слайд 7Словесно-логическая память
выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот вид
памяти тесно связан с речью. Например, объект наблюдения можно не
только запечатлеть в наглядном образе, но и запомнить его характерологическую сущность. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме.
Слайд 8Двигательная память
зависит от сочетаний кинестетических ощущений, от возбуждения и
торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток. Возникнув, двигательный образ
оказывает влияние на группу мышц, работа которых связана с этим образом.
Слайд 9Эмоциональная память
— это память на эмоциональные состояния, имеющие место
в прошлом. Так, в памяти могут всплыть приятные воспоминания о
хорошо выполненном действии, и от этого оно отчетливо, в деталях, прочно запечатляется в нервной системе человека. И наоборот, неприятные воспоминания постепенно вытесняют подробности неуверенно выполненного действия. Яркие эмоциональные переживания быстро запоминаются и легко воспроизводятся. В этом одна из причин того, что интересный материал лучше удерживается в памяти, чем неинтересный, так как интерес всегда имеет более или менее выраженную эмоциональную окрашенность.
Слайд 10Различают также долговременную и кратковременную (оперативную) память.
Кратковременная память удерживает информацию
в виде неполного отражения событий. Это происходит, например, при взгляде
на скопление каких-либо объектов, лиц, цифровых знаков и т. д.
Слайд 11Долговременная память
служит для запоминания информации надолго. Все, что удерживается
на протяжении более нескольких минут, находится в системе долговременной памяти.
Весь приобретенный жизненный опыт составляет ее часть. Считают, что экспериментальная психология занимается в основном проблемами введения материала в долговременную память, его хранения и воспроизведения. Важнейшим процессом здесь выступает запоминание.
Слайд 12Известные в психологии приемы запоминания делятся на логические (смысловые) и
механические.
Слайд 13Логическое запоминание
направлено на смысл запоминаемой информации. При этом предлагается
усиленная работа мышления. Механическое запоминание связано с формой воспринимаемой информации:
слова, звуки, образы. Смысловое содержание воспринимаемого материала в процессе запоминания хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Это заучивание текста стихотворения, движений, номеров телефонов. В практической деятельности нередко трудно провести грань между логическим и механическим запоминанием. Это хорошо видно на самом распространенном приеме запоминания — повторении.
Слайд 14Повторение известно с древности.
Давно бытует крылатое выражение: «Повторение —
мать учения». Действительно, процесс обучения насыщен приемами повторения. Однако следует
помнить, что в процессе повторения механизмы памяти работают не сами по себе, а в системе личности. Запоминает не память, а личность, человек. Для человека характерно то, что он целенаправлен в своей деятельности. И чем значимее для него цель, тем большую активность он проявляет в повторении.
Слайд 15Повторение — самый распространенный метод запоминания. Здесь нужно знать следующие
правила:
Слайд 161) большой по объему материал нужно делить на части соответственно
его смысловому значению и заучивать по частям, после чего повторять
в целом;
Слайд 172) число повторений должно быть больше того, что оказалось достаточным
для первого полного воспроизведения заучиваемого материала;
Слайд 183) повторение информации должно начинаться не позднее, чем через час
после запоминания (наблюдения и специальные исследования показывают, что через час
в памяти человека остается не менее 50% запомненного, а через день эта цифра доходит до 30-35%).
Слайд 19Большую роль при запоминании материала играет установка на запоминание. Как
показывает практика и экспериментальные исследования, люди, которые воспринимают материал лишь
для записи, значительно быстрее забывают его в сравнении с теми, кто этот же материал запоминает с установкой «запомнить навсегда». Особое значение имеет здесь важность материала. Если человек ясно сознает, что запоминаемый материал ему нужен, то установка на прочное запоминание формируется легко и свободно. Отсюда следует вывод: запоминаемая информация должна классифицироваться по степени важности.
Слайд 20Известно, что память у всех различна. Это связано с индивидуально-психологическими
и возрастными особенностями людей. На основании подъемов и спадов уровней
интеллектуальных функций замечаются подъемы и спады в памяти.
Слайд 21На основании исследований психологов и обобщения жизненного опыта можно сказать,
что укрепление памяти связано с воспитанием воли, внимания, наблюдательности, применением
осмысленных приемов заучивания. Самое благотворное влияние на развитие памяти имеет изучение иностранных языков.
Слайд 22Источники информации
http://informatio.ru/2009/04/treniruem-pamyat-vidy-pamyati-priemy-zapominaniya/
http://zaochnik.livejournal.com
Картинки из Интернета
Удачи:)