Слайд 1Выполнила: Панова Ирина Вячеславовна
учитель начальных классов ГБОУСОШ №9 г.о.
Чапаевск
Система деятельности педагога, направленная на развитие гражданских качеств обучающихся в
рамках внеурочной деятельности кружка «Я – гражданин России»
Слайд 2Паспорт итоговой работы
• Представлена система деятельности педагога на примере программы
по внеурочной деятельности « Я- гражданин России»
• Целевая аудитория учащиеся 1-4
классов;
• Сроки создания данной системы: с 1.09.2011г. по 25.05.2015г.
Место реализации - ГБОУ СОШ №9.
Слайд 3«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут
самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные
последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».[Закон РФ «Об образовании»]
«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».[«О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ»].
Слайд 4Актуальность данной работы
1) общество нуждается в подготовке широко образованных,
высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами
личности.
2) в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
3) само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
4) вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Слайд 5Анализ ситуации
Началом работы по теме стало проведение диагностики нравственной воспитанности
учащихся начальной школы , что позволило определить уровни сформированности гражданских
качеств учащихся моего класса: высокий уровень сформированности – 3,6% , средний – 10,9%, низкий - 85,5%, что показало необходимость работать в направлении создания условий, способствующих формированию гражданских качеств учащихся.
Слайд 6Противоречия
между:
- потребностью общества в высокоорганизованной, духовно развитой личности и отсутствием
системы нравственного воспитания учащихся;
- социальным заказом общества по воспитанию у
детей нравственных качеств и низким уровнем проявления этих качеств у детей и взрослых к данной проблеме;
- неоспоримым чувством уважения к старшему поколению и широким распространением в общественном сознании эгоизма, цинизма, агрессивности.
Слайд 7Проблемы
Проблемой работы является создание педагогических условий для духовно - нравственного
воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а так же определение
места духовно - нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.
Слайд 8Задачи
1. Проанализировать состояние проблемы духовно - нравственного воспитания младших школьников
в научной литературе.
2. Проанализировать задачи и содержание духовно - нравственного
воспитания младших школьников;
3. Провести диагностику уровня нравственной воспитанности учащихся.
4. Подобрать методы и приёмы работы по формированию духовно- нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности.
Слайд 9Ожидаемые результаты
реализации программы
1. Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных
знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни
2. Результаты второго уровня
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом
3. Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия
Слайд 10Одним из основных факторов влияющим на формирование гражданских качеств школьников
являются условия, в которых развивается личность ребенка. Использование в практике
принципа гуманной педагогики, которая основана на принципах классической педагогики (Я.Корчак, А.С. Макаренко и др.) – очеловечивать среду вокруг ребенка, способствует созданию условий необходимых для формирования гражданской позиции учащихся.
Слайд 11Гуманно-личностный подход -
является частью гуманной педагогики и объединяет следующие идеи:
•
новый взгляд на личность как цель образования,
• гуманизацию и
демократизацию педагогических отношений,
• отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях.
• новую трактовку индивидуального подхода,
• формирование положительной Я-концепции - при применении, которых создаются условия, способствующие формированию гражданской позиции школьников.
(Ш.А. Амонашвили)
Слайд 12методики и методические приемы
- гуманизм: искусство любви к детям, детское
счастье, свобода выбора, радость познания;
- индивидуальный подход: изучение личности, развитие
способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
- мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;
- резервы семейной педагогики:родительские субботы, геронтогогика, культ родителей;
- учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.
Слайд 13Главное в программе «Я – гражданин России» - системный подход
к формированию гражданских качеств школьника, создание условий для его самопознания
и самовоспитания.
Слайд 14В основу программы положена нравственная концепция
Я, гражданин России, -
патриот, которому небезразлична судьба страны, в которой живу.
Я, гражданин России,
- труженик в учебном кабинете школы, в кружке, в творческом коллективе.
Я, гражданин России, - достойный человек, духовно богатый, воспитанный, культурный, добрый.
Я, гражданин России, - значит, образованный, просвещенный человек, хорошо знающий историю своего Отечества, культуру, традиции.
Я, гражданин России, - защитник своей чести, достоинства, родных, слабого, природы, которая меня окружает, и, конечно, своего Отечества.
Слайд 15Темы занятий
«Я живу в России»
«Без прошлого нет настоящего и будущего»
«Как
далёкая Россия становится близкой»
«Россия и мир»
Слайд 16Контрольно-оценочный блок
Оценка повышения уровня сформированности гражданственности у учащихся, планируется производится
по следующим критериям: познавательный, мотивационно-ценностный, деятельностный.
Для определения показателей по данным
критериям применяются:
Диагностика личностного роста учащихся
Диагностика нравственной воспитанности учащихся начальной школы (по М.И.Шиловой)
Мониторинг уровня активности учащихся.
Слайд 17Заключение
В ходе работы над темой были достигнуты определенные успехи: повысилась
активность учащихся, ребята с интересом относятся к порученному делу, учатся
анализировать результаты деятельности и стараются принимать ответственные решения. Реализация модели формирования гражданских качеств учащихся позволила объединить усилия всех участников педагогического процесса, а так же дала возможность для самореализации личности учащихся.
Слайд 18Конечные результаты деятельности кружка « Я- гражданин России»
В конце обучения
учащиеся должны овладеть умениями :наблюдения, слушания, чтения; классификации и
обобщения; самопроверки и самоконтроля; логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов.
Знать значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин страны, гражданин мира; родина, столица, народы России, международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности.
Уметь использовать источники изучения прошлого для приобретения первоначальных историко-краеведческих знаний; ориентироваться в периодах нашей истории, в конкретных датах; пользоваться картой, рассказывать о родной стране, различать и сравнивать элементарные этические и эстетические
Слайд 19Список информационных источников:
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для
учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
Ладыженская Т.А.
и др. Детская риторика в рассказах и рисунках:. В 2-х ч. – М. Издательский дом. С-инфо; Издательство «Баласс», 2006.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправленное– М. :Просвещение, 2011.
Саплина Е.В., Саплина А.Н. Введение в историю. 3 класс :Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М. : Дрофа, 1997.Исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.