Слайд 1Возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Выполнила: Левшакова Оксана Валерьевна
воспитатель МБДОУ д/с
№18 г.Дивногорск
Слайд 2Цель: Изучить возрастные особенности и стадии возрастного кризиса детей.
Задачи: 1)
Дать характеристику возрастным особенностям;
2) Охарактеризовать стадии возрастного кризиса;
3) Дать рекомендации родителям и педагогам как вести себя в период кризиса ребенка.
Слайд 3При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и
деятельность ребенка происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в
процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития.
Слайд 4Возраст от 2 до 3 лет.
В ходе совместной с взрослыми
предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь
детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Слайд 5Возраст от 3 до 4 лет.
В младшем дошкольном возрасте начинает
развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно
вступают во взаимодействие. Однако в этом возрасте наблюдаются устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Слайд 6Возраст от 4 до 5 лет.
Формируются навыки планирования последовательности действий.
Начинает
развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные
задачи.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.
Слайд 7Возраст от 5 до 6 лет.
В старшем дошкольном возрасте продолжает
развиваться образное мышление. Продолжает совершенствоваться обобщение, что является основой словесно
- логического мышления.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Слайд 8Возраст от 6 до 7 лет.
Дети подготовительной к школе группы
начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут
комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей, как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Слайд 9Рекомендации для развития детей раннего возраста:
Стимулировать высказывания ребенка
Развитие мелкой моторики
рук для активизации речи (пальчиковые игры, рисование, лепка, игры с
крупой и т.д)
Соблюдение четкого режима дня
Использование самообучающих игрушек (матрешки, вкладыши, пирамидки)
Знакомить в играх с цветовым спектром, эталонами форм (основные геометрические фигуры)
Слайд 10Возрастные кризисы детей.
Возрастные кризисы детей (от греч. krisis - переломный
момент, исход) - проблемный период в развитии ребенка во время
перехода от одного возрастного этапа к другому.
В такие периоды появляются новые потребности, меняется поведение ребенка .
Слайд 11Л.С. Выгодский выделил следующие возрастные кризисы детей:
кризис новорожденного;
кризис 1 года;
кризис
3 лет;
кризис 7 лет;
кризис подросткового возраста.
Слайд 12Кризис новорожденности.
Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных
привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация
ребенка к новым условиям жизни.
Слайд 13Кризис 1 года.
Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых
потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция
на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.
Слайд 14Поэтому для родителей годовалого малыша действуют следующие правила:
запретов должно быть
как можно меньше.
запреты должны классифицироваться на жесткие и гибкие.
лучше не
запрещать, а отвлекать.
если уж запрещаете, то всегда предлагайте альтернативу (это нельзя, но можно другое).
отвлекайте не предметом, а действием: если ребенка не привлекла желтая пластиковая баночка вместо вазы, которую он хотел схватить – покажите действие, которое можно осуществить с этой банкой (постучать по ней ложкой, насыпать что-нибудь внутрь, засунуть в нее шуршащую газету и т.д.)
предлагайте как можно больше альтернатив, т.е. всего того, что ребенку можно порвать, смять, постучать и т.д.
не пытайтесь удержать ребенка в одной комнате, где есть, что можно сломать и растоптать, пусть в каждом уголке у вас будет заначка, которая может отвлечь ребенка, если потребуется.
Слайд 15Кризис 3-х лет.
Рождается самооценка и самосознание ребенка.
На запреты
взрослых все чаще отвечает протестом. Таким образом ребенок отстаивает свои
права.
Ведущей деятельностью становится игра.
Проводится проверка границ дозволенного .
Ребенку становится важна успешность или неуспешность в делах и играх.
Бурно реагирует на оценку его дел и поступков, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Слайд 16В этом случае для родителей будут действовать следующие правила:
позвольте ребенку
иметь свое пространство (комнату, игрушки, одежду и пр.), которым он
будет распоряжаться сам.
уважайте его решения, даже если они неправильные: иногда метод естественных последствий лучший учитель, чем предостережения.
подключайте ребенка к обсуждению, спрашивайте совета: что приготовить на ужин, какой дорогой пойти, в какой пакет положить вещи и т.д.
притворитесь незнайкой, пусть ребенок научит вас, как чистить зубы, как одеваться, как играть и т.д.
самое главное примите тот факт, что ребенок действительно взрослеет и заслуживает не только любви, но и настоящего уважения, потому что он уже личность.
на ребенка не нужно и бесполезно влиять, с ним нужно договариваться, т.е. учиться обсуждать ваши конфликты и находить компромиссы.
иногда, когда это возможно (если вопрос не стоит остро), можно и нужно идти на уступки, тем самым вы учите ребенка своим примером быть гибким и не упрямиться до последнего.
Слайд 17Кризис 7-ми лет.
Начинает с негативизмом и иронией относится к своему
«детскому» прошлому (одежда, игрушки, книги)
Эмоциональная закрытость
Подавленное настроение
Резкая смена настроения
Повышенная чувствительность к критике
Придумывание невероятных историй (иногда откровенный обман)
Кривляние, паясничание (чаще у мальчиков)
Слайд 18Рекомендации родителям:
Корректно завуалируйте ваши «должен» так, чтоб ребенку самому захотелось
это выполнить. Расскажите поучительную историю, где авторитетный для него герой
показывает ему пример такого поведения.
Давайте ребенку возможность спорить с вами.
Вводите школьные предметы постепенно, даже играючи. Чем больше вы вовлечены в новые процессы вместе, тем лучше они входят в повседневный порядок ребенка.
Если ребенок отказывается придерживаться обычного распорядка дня – не заставляйте его.
Ставьте в пример сказочных героев, благо сейчас масса поучительных мультфильмов с глубоким смыслом.
Не относитесь к ребенку как к своей вещи.
Слайд 19Заключение: Рассмотренные аспекты в ходе дипломной работы доказывают, что существует
много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста
не только к дошкольному учреждению, но и к обществу в целом.