Слайд 1Раздел.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
3 класс
Задания по формированию обще-учебных интеллектуальных умений
Слайд 25 задание
Какие виды произведений устного народного творчества вы знаете?
Ответ:
Басни небылицы потешки,, сказки, былины …
Я буду читать отрывки, знакомые
вам по 1 - 2 классу. Вам нужно определить и записать, к какому виду произведений устного народного творчества каждое из них относится. Если вы что – то забыли, не огорчайтесь – вспомним и запишем вместе.
Слайд 3
«Трах – трах - таратах,
Едет мышка на ежах…»
(прибаутка, потешка)
«Кошка
на окошке рубашку шьёт…»
(потешка, небылица)
«Сшила Саша Сеньке шапку»
(скороговорка)
«Конь ретивый долгогривый
Скачет полем, скачет нивой…»
(считалка)
Слайд 4
«Белая вата поплыла куда-то»
(загадка)
«Без труда не вытащишь и рыбку из
пруда»
(пословица)
«Знает кошка, чьё мясо съела»
(поговорка)
«Люли – люли – люленьки, летят
сизы гуленьки…»
(колыбельная песенка)
Слайд 52 задание
Записать дома в тетради 2-3 загадки, 2-3 пословицы. Продолжить
работу в классе:
1. сгруппировать загадки и пословицы;
2.записать загадки и пословицы
в разные столбцы по темам (лучшие ответы отметить и рассмотреть).
Слайд 63 задание
Прослушайте то, что я вам сейчас прочитаю. Какие из
этих названий (путаница, скороговорка, потешка, считалка, прибаутка) относится к тому,
что вы услышите.
«Ты пирог съел? Нет, не я»
«Что делаешь? Ничего»
«Сено для лошади? Да»
«Здравствуй , кум. Ты куда?»
«Андрейка, детка, о чём плачешь?
Ответ: Потешки, прибаутки.
Слайд 75 задание
1.Какие слова часто встречаются в сказках?
Ответ: «жили-были», «Это
ещё не сказка, сказка впереди», «Я там был, мёд-пиво пил…»-
зачин, присказка, концовка.
Слайд 8
2.Какие вы помните сказки из учебника 2 класса с зачином
«Жили-были?
Ответ: «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики»
3. В
русских народных сказках, помещённых в учебнике для 3 класса, найдите и отметьте зачины, присказки и концовки.
Ответ: «Жили-были старик да старуха…» - Сестрица Алёнушка и братец Иванушка; «Жил-был царь Берендей…»; «Стали они жить-поживать, да горя не знать» - Иван –царевич и серый волк; «Жил-был старик…»; «Я на том пиру был, мёд-пиво пил…» - Сивка-бурка.
Слайд 94. Домашнее задание:
Найдите дома сказку, в которой есть присказка, запишите
её и название сказки.
После этих записей оставьте в своих тетрадях
одну пустую страничку, она нам понадобится впоследствии.
Слайд 10 6 задание
1.«Как аукнулось, так и откликнулось», «У страха глаза
велики» - вспомните народные сказки(мы их читали в прошлом году),
в которых есть эти поговорки.
Ответ: «Лиса и журавль», «У страха глаза велики»
Слайд 11
2.Есть ли в сказках, помещённых в книге для чтения в
3классе, другие примеры устного народного творчества? Найдите и запишите их
Ответ:
«Взялся за гуж, не говори, что не дюж» - «Иван-царевич и серый волк»
Слайд 127 задание
1.Какие крылатые слова вы знаете?
Ответ: «Собака на сене»,
«Когда в товарищах согласья нет».
2. Найдите в русских народных сказках
из учебника крылатые слова, запишите их.
Ответ: «Стань передо мной, как лист перед травой»; «Только тебя там и не хватает»- «Сивка-бурка»
Слайд 138 задание
Представьте себе, что вам нужно инсценировать сказку «Иван царевич
и серый волк». Сколько вам понадобилось бы для этого артистов?
Ответ:
9 артистов: автор, царь Берендей…, серый волк.
2. Запишите свои ответы в тетради.
Слайд 149 задание
Какие слова в сказке «Иван-царевич и серый волк» точно
совпадают с тем, что изобразил В. Васнецов на картине «Иван-царевич
на Сером Волке»?
2. Найдите и запишите такие слова.
Ответ: «Помчался Серый Волк с Иваном- царевичем, с Еленой Прекрасной»
Слайд 1510 задание
Какие слова из сказки «Сивка-бурка» раскрывает репродукция картины В.
Васнецова «Сивка-бурка», помещённая в ваших учебниках?
Ответ: «Прискакал иванушка к высокому
терему, стегнул Сивку-бурку плёткой… Заржал конь пуще прежнего, ударил о землю копытами, прыгнул и доскочил до окна»
Слайд 1610 задание
(Чудесный мир классики)
Слушайте отрывки из сказок. Вспомните и записывайте
названия сказок.
1. «Купцу жалко было козлёночка, привык он к нему.
А ведьма так пристаёт, так упрашивает…»
Ответ: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Слайд 17
2. «Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда свои
караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника. Царь перестал и
пить, и есть, затосковал…»
Ответ: «Иван-царевич и Серый волк».
3. «Что с тобой приключилось? – спрашивают братнины жёны. – «Да вот, искал грибы, на сучок накололся… и полез на печку»…
Ответ: «Сивка-бурка».
Слайд 18
Презентацию составила
Гринчук Вера Егоровна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ
№ 42»
г. Нижневартовск
Тюменская область.
УСПЕХОВ В РАБОТЕ!