Слайд 1
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по формированию начальных краеведческих
знаний средствами культурно-досуговой деятельности
ЖИВЕМ В
МОРОШКОВОМ КРАЮ
Срок реализации: 3 года
Возраст
детей: от 3 до 7 лет
Слайд 2Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так,
чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их
красоты и величия.
В.А.Сухомлинский
Краеведение через личную жизнь, через личные письма. Через то, как человек попал сюда, кто были его предки. Почему они сюда пришли. Это глубинное постижение того, чем являешься ты на своей малой Родине и что значит твоя малая Родина и ты сам для огромной страны.
Н.С. Михалков.
Слайд 3Актуальной проблемой патриотического воспитания дошкольников на современном этапе является поиск
новых форм и методов для приобщения детей к истории родного
края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих. Поэтому возникла необходимость разработать программу по ознакомлению с родным краем учитывающую специфические особенности нашего детского сада (разновозрастные группы с постоянно изменяющимся составом, в группу может прийти новый ребенок или группа детей в течение учебного года). Программа «Живем в морошковом краю» способствует формированию у детей любви к Малой Родине - поселку Тазовский, усвоению принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщению ребенка к миру его культуры.
Слайд 4В основе нашей программы лежит – познание окружающего мира через
культурно-досуговую деятельность. Деятельностный подход позволяет воспитанникам из пассивного объекта образовательного
воздействия стать активным субъектом приобретающим знания.
Цель программы: формирование у детей начальных краеведческих знаний, развития чувства ответственности и гордости за достижения района, а также знакомство детей с понятиями Родина, Ямал, дружба, мой поселок Тазовский.
Слайд 5 Задачи программы:
научить ребенка понимать, что и у
людей, и у вещей есть своя история;
пробудить у юных
граждан чувство любви к своему посёлку, уважение к его традициям и обычаям;
воспитывать уважение к культуре народа исторически проживающего на данной территории (его обычаям, традициям),
готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия ненецкого народа.
Слайд 6Программа представлена направлениями работы по формированию краеведческих знаний средствами культурно-досуговой
деятельности. Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. В «Программе воспитания и обучения
в детском саду» они классифицированы следующим образом:
отдых,
развлечения,
праздники,
самообразование и творчество.
Слайд 7Основные методы, приемы и формы работы:
приобщение детей к истории
родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;
создание игровых
мотиваций, соответствующих проблематике;
практические действия с предметами; использование ассоциативных связей;
музыкально-театрализованная деятельность;
самостоятельная элементарно-поисковая деятельность: проведение экскурсий самими детьми.
Слайд 8Результативность программы по формированию начальных краеведческих знаний средствами культурно-досуговой деятельности.
Дети
должны:
Легко ориентироваться в ближайшем окружении: знать достопримечательности, исторические места,
памятники поселка и района.
Уметь рассказывать об экспонатах музея ДОУ и своем посёлке.
Знать названия тундровых растений и животных.
Знать отличительные особенности времен года на Севере.
Владеть навыками сбора гербария. Ухаживать за растениями участка.
Иметь расширенные представления о быте коренного населения: жильё, одежда, средства передвижения, народные праздники.
Играть в подвижные игры народов Севера.
Познакомится с жизнью и творчеством ненецких писателей, ненецким фольклором.
Слайд 9Данная программа позволяет направить свои действия на достижение устойчивых положительных
результатов в работе с детьми и предусматривает целенаправленную работу, которая
может проводиться по начальному формированию краеведческих знаний. Помимо этого программа ориентирована на познавательное, творческое и личностное развитие дошкольников. Она адресована руководителям, методистам, воспитателям, преподавателям дополнительного образования детских образовательных учреждений Тазовского района, для организации культурно-досуговой деятельности в рамках патриотического воспитания.
Слайд 10
На древней рукописи Тобольского музея начертаны знаменательные слова:
«Любить
Отчество велит природа,
Бог,
А знать его – вот честь, достоинство и долг».
Слайд 11Проведение экскурсий самими детьми
Экскурсия «Ненецкая женская одежда»
Слайд 12Метание тынзяна на хорей
Прыжки через нарты
Перетягивание палки
Тройной прыжок
Слайд 13Инсценировка
Сказка «Чудо – ягоды»
Инсценировка
Слайд 14Экологическая тропа – деревья, кустарники участка
Мы живем в Тазовском районе
и очень его любим! Год от года он становится красивее.
В этом есть и наш вклад. Мы украшаем площадку нашего сада.
Слайд 15Экскурсия к Памятнику Погибшим Воинам-тазовчанам.
Куда б ни шел, ни ехал
ты,
Но здесь остановись …
Слайд 16А где находится наш поселок?
Правильно, на севере России, в Арктике…
Слайд 17Любимые детские забавы
Игры народов Севера
Любимые детские забавы
Слайд 18В лучших традициях народов Крайнего Севера
Знакомство родителей с программой дополнительного
образования «Бисероплетение»
Слайд 21Программа по формированию начальных краеведческих знаний«Живем в морошковом краю», разработана
и апробирована в ДОУ на протяжении ряда лет и является
победителем муниципального этапа Всероссийского конкурса программ дополнительного образования, победителем регионального конкурса программ дополнительного образования детей этнокультурной направленности «Сияние Севера», участником заочного тура конкурса программ дополнительного образования детей Арктического региона Российской Федерации «Арктур-2015»
Слайд 22Сценарии мероприятий, представленные в данной программе, были в числе победителей
конкурсов.
Слайд 23.
Результаты конкурсов туристско-краеведческой направленности подтверждают эффективность и результативность программы по
формированию начальных краеведческих знаний