Слайд 1
Здоровьсберегающие
технологии в урочной и внеурочной
деятельности школьников
в рамках
реализации ФГОС
МБОУ СОШ
с углубленным изучением отдельных предметов №2 «Спектр»
города
Бердска
Новосибирской области
Составила:
Казак Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Слайд 2
Школа и здоровье
Школа является особым образовательным пространством, в
рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее
профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных – здоровье!
Слайд 3Состояние здоровья
учеников начальной школы
Слайд 4В школе
тепло
светло
уютно
чисто
-температурный режим
-проветривание помещений
-освещение
-соответствие росту школьника классной мебели
Соблюдаются
гигиенические требования
Организовано
питание
100%
завтракают
50-60%
обедают
Слайд 5Условия здоровьесбережения на уроке:
Соблюдение этапов урока.
Использование методов групповой работы.
Использование интерактивных
методов.
Создание положительной психологической атмосферы.
Активность каждого участника.
Физкультурные занятия, физкультурные минутки,
утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе во время динамической паузы.
Выполнение требований СанПиН, соблюдение режима дня.
Элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”).
Упражнения для глаз.
Дозировка объема учебного материала.
Решение этих задач невозможно без осуществления индивидуального подхода!
Слайд 6Структура современного здоровьесберегающего урока:
Начинать урок рекомендуется с ритуала приветствия, выполняющего
роль “разогревающего” упражнения.
Проверка домашнего задания должна быть построена
не как проверка (правильно-неправильно), а как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).
В вводной части урока организуется актуализация знаний по теме урока.
В основной части формулируются новые представления (это наиболее информативная часть урока).
Заключительная часть используется для закрепления убеждений и отработки на их основе личной стратегии поведения.
Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока - создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.
Решение задачи оздоровления имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста!
Слайд 7Урок
Психологический климат
Соблюдение СанПиНов
Рациональная организация:
Посадка учащихся, правильная поза
Продолжительность урока:
Наличие эмоциональных разрядок
Создание
ситуации успеха
Возможность выбора
Чередование различных видов
учебной деятельности
Динамические паузы
1 класс
35 минут
2 класс
Комбинированный
урок
35+10
10 минут на снятие утомления
3-4 классы
45 минут
Слайд 8
Норма: 4-7 видов
учебной деятельности за урок
- Однообразие форм на уроке
способствует
утомляемости школьников.
- Слишком частая смена одной деятельности
на
другую требует от учащихся
дополнительных
адаптационных усилий.
Слайд 10
Физкультминутки и физкультпаузы
положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют
сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность
нервной системы.
Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока,
норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого,
эмоциональный климат во время выполнения упражнений,
наличие у школьников желания их выполнять,
разнообразие.
Слайд 12Гимнастика для глаз
позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и
разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие. (Методика Ковалевой
– тренажеры для глаз для снятия утомления.«Горизонтальная восьмерка», «Часики», «Мое имя», «Глаз-путешественник», «Бегущие дорожки», «Цветовые огоньки»).
Слайд 14Дыхательные упражнения
-Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера
позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Эти дыхательные
упражнения обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.
-Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность («Свеча», «Дыши носом», «Ныряльщик»).
Слайд 15Релаксация
комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, шеи
и речевого аппарата.Некоторые упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую
музыку. Примером такой работы может послужить упражнение «Путешествие на облаке».
Слайд 16Упражнения для развития мелкой моторики
тренировка движений пальцев и кисти рук
является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и мощным средством,
повышающим работоспособность коры головного мозга.
(«Колечко», «Кулак – ребро - ладонь», «Волшебный мешочек»)
Слайд 17Упражнения для развития мелкой моторики
Слайд 18Упражнения на развитие мелкой моторики руки
Слайд 19«Цветотерапия»
Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является
то, что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей
удалении. Помогают сохранить здоровье ребёнка в школе цветовые круги, выставленные на классной доске (диаметр - 30 см). Каково же их назначение?
Жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку.
Синий круг - тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике.
Красный круг - активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.
Зелёный круг - для успокоения, если дети расшумелись.
Оранжевый круг - цвет творчества, будит фантазию.
Слайд 20Психогимнастика
игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании
эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся
управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения.
Слайд 21Кинезиологические упражнения
Активизируют различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию
способностей человека, полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В
ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, работу мы начинаем с кинезиологического комплекса, например, «Зеркальное рисование»
Слайд 22Технология В.Ф.Базарного и Л.П.Уфимцевой
упражнения направлены на расширение зрительно-пространственной активности,
использование разного
рода траекторий, по которым дети «бегают» глазами,
на стенах и окнах
класса карточки с мелкими силуэтными изображениями предметов; буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры (размер изображённых предметов от 1 до 3 см) --дети находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, написанных на
карточках, предложения.
Слайд 23Нарушение осанки
необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле
и за столом.
Особенно портит осанку неправильная поза при
письме, чтении, просмотре слайдов, фильмов, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так , чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.
Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Слайд 25Игры на свежем воздухе
игры на свежем воздухе способствуют укреплению иммунитета
и повышению устойчивости к простудным заболеваниям, полезны для ребятишек, отличающихся
повышенной физической активностью.
А свежий влажный воздух является одним из обязательных условий при лечении инфекционных заболеваний органов дыхания, которые сопровождаются кашлем.
Слайд 26
Подвижные игры.
Подвижные игры с мячом.
Эстафеты, бег, ходьба.
Конкурсы, прогулки.
Слайд 27«Профилактика болезни –
самое разумное лечение.»
(Силован Рамишвили)