Исследовательская работа:
« экологическое состояние школьных помещений»
Где-то на белом свете
На Пензенской земле
Стоит небольшая школа В заброшенном селе
Приветливо встречает
Нас добрый школьный дом
От мала до велика
Мы все туда идем…
Слайд 3Цель работы: дать оценку экологическому состоянию учебных кабинетов, проверить соответствие
их состояния санитарным требованиям и выработать предложения по улучшению показателей
исследуемых кабинетов.
Задачи работы
Определить уровень экологической
комфортности учебных кабинетов;
2. Выяснить санитарно – гигиеническое и эстетическое состояние учебных кабинетов;
3. Исследовать степень озеленения учебных кабинетов;
4.Предложить методы улучшения показателей исследуемых кабинетов.
Слайд 4 .
ГИПОТЕЗА ИСЛЕДОВАНИЯ:
благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие
интеллектуальных и
физических способностей
человека, на сохранение его
здоровья.
Слайд 5Методика исследования:
Эмоциональная оценка учебных кабинетов.
Определение площади и объёма учебных
кабинетов.
Исследование окраски учебных кабинетов.
Исследование температурного режима школьных помещений.
Определение вентиляционного режима учебных кабинетов.
Определение освещенности учебных кабинетов.
Исследование степени озеленения учебных кабинетов.
Слайд 6Эмоциональная оценка учебных кабинетов.
Эмоциональная оценка определяется на основе результатов анкетирования
учителей и учащихся школы . Для определения эмоциональной оценки учебных
кабинетов мы использовали тест « тепло – холодно». Во время тестирования учащимся и учителям предлагалось выразить свои ощущения, возникающие в отношении
исследуемого помещения при помощи слов « тепло- холодно». С термином «тепло» связаны положительные эмоции, возникающие при упоминании или посещении исследуемого объекта. Например: « мне нравится»,
« чувствую себя там уютно».С термином «холодно» связаны отрицательные эмоции - « не нравится», «чувствую себя там неуютно» и т. д. В анкетировании принимали участие 20 учащихся 5-9 классов и 9 педагогов.
(
Слайд 7 Эмоциональная оценка
учебных кабинетов
Слайд 8
Определение площади и объёма учебных кабинетов.
При помощи
рулетки измерили длину, высоту и ширину класса. Вычислили площадь и
объем класса.
Затем рассчитали, какая площадь приходится на одного учащегося по количеству посадочных мест. Полученные результаты сопоставили с санитарно –гигиеническими нормами:
• Информация: На каждого ученика должно приходится от 1,25
до 1,5 м² площади класса (без учета места, занятого шкафами).Объём на каждого учащегося должен быть не менее 4-5 куб. м
Определение вентиляционного режима учебных кабинетов.
Все вентиляционные отверстия в помещении должны действовать ( это форточки ,фрамуги).Определили общую площадь вентиляционных отверстий и рассчитали по формуле коэффициент аэрации
КА = Пл. п./ П, где КА- коэффициент аэрации ,П – площадь всех вентиляционных отверстий, Пл.п. – площадь пола.
Информация: Коэффициент аэрации для учебного класса должен быть не более 50.
Слайд 9
Искусственное освещение определяется по формуле:
КИО= М х Н /
Пл.п., где КИО – коэффициент искусственного освещения ; М –
мощность лампы в ваттах; Н- количество ламп ; Пл. п. – площадь пола.
Информация: По санитарно – гигиеническим нормам на
1 кв.м должно быть не менее 48 ватт. При люминесцентном освещении на 50 кв.м площади должно быть не менее 12 люминесцентных
светильников.
Определение освещенности учебных кабинетов.
Естественную освещенность кабинетов мы высчитывали по формуле: СК= П.О. / П. , где СК- световой коэффициент ;
П. О. – площадь окон кабинета ;
П. – площадь пола.
Информация: По санитарно-гигиеническим нормам световой коэффициент учебных кабинетов должен быть равен 1/4 - 1/6 . Если же световой коэффициент равен 1/7, то такое освещение недостаточно.
Характеристика учебных кабинетов______________
Слайд 11Исследование окраски учебных кабинетов.
Определили и описали каким цветом
окрашены стены, потолки кабинетов, классная доска, как сочетаются цветовая
гамма окраски мебели с окраской помещения и его оформлением.
Информация: для школьных помещений рекомендуется использовать окраску спокойных тонов слабой насыщенности. При южной ориентации выбирают холодные тона: светло-голубые , бледно-зеленые; при северной ориентации– более теплые тона: желтовато-охристые, светло-розовые, бежевые . Желательно, чтобы классная доска была бы окрашена в темно-зеленые тона. Цвет стены, на которой располагается классная доска, должен быть более светлым,чем остальные стены.
Исследование температурного режима школьных помещений.
Для определения температурного режима используется комнатный термометр, который располагают на расстоянии 1,5 м от поверхности пола и 1,2 м от стены на 20 минут. Полученные результаты сравним с гигиеническими нормами.
Информация: Температура для учебных кабинетов не должна быть ниже 16-
18 градусов. Изменение температуры на 3-4 градуса нежелательно.
Характеристика учебных кабинетов
Исследование озеленения учебных кабинетов:
Слайд 14 КАБИНЕТ БИОЛОГИИ
Экологическая комфортность по мнению учащихся школы
и учителей высокая, коэффициент искусственного и естественного освещения , температурный
режим, площадь и объем, рассчитанные на 1 ученика, уровень вентиляции соответствуют норме. Окраска стен, классной доски, сочетание цветовой окраски мебели с окраской помещения, соответствие цветовой гаммы и ориентации кабинетов относительно сторон горизонта соответствует норме. Степень озеленения хорошая. Все декоративные растения размещены правильно, не затеняя естественное освещение, видовое разнообразие декоративных растений большое.
Слайд 15 Кабинет английского языка
Вывод:
Экологическая комфортность
по мнению учащихся школы и учителей средняя, коэффициент искусственного
и естественного освещения , температурный режим, площадь и объем, рассчитанные на 1 ученика, уровень вентиляции соответствуют норме. Окраска стен не соответствует цветовой гамме южной ориентации . Классная доска соответствует норме Сан Пин . Степень озеленения удовлетворительная. Декоративных растений очень мало.
Предложения:
1.Перекрасить стены кабинета в бледно-зеленый или бледно- голубой цвета;
2. Увеличить количество и видовое разнообразие комнатных растений.
Слайд 16 Кабинет математики
Вывод:
Экологическая комфортность по мнению учащихся
школы и учителей средняя, коэффициент искусственного и естественного освещения
, температурный режим, площадь и объем, рассчитанные на 1 ученика, уровень вентиляции соответствуют норме. Окраска стен не соответствует цветовой гамме южной ориентации . Классная доска соответствует норме СанПин . Степень озеленения удовлетворительная. Декоративных растений очень мало.
Предложения:
1.Перекрасить стены кабинета в бледно-зеленый или бледно- голубой цвета;
2. Увеличить количество и видовое разнообразие комнатных растений.
Слайд 17Кабинет русского языка
Вывод:
Экологическая комфортность по мнению учащихся
школы и учителей высокая, коэффициент искусственного и естественного освещения ,
температурный режим, площадь и объем, рассчитанные на 1 ученика, уровень вентиляции соответствуют норме. Окраска стен, классной доски, сочетание цветовой окраски мебели с окраской помещения, соответствие цветовой гаммы и ориентации кабинетов относительно сторон горизонта соответствует норме. Степень озеленения хорошая. Все декоративные растения размещены правильно, не затеняя естественное освещение, видовое разнообразие декоративных растений большое.
Слайд 18 Кабинет истории
Вывод:
Экологическая комфортность по мнению
учащихся школы и учителей низкая, коэффициент искусственного и естественного
освещения , температурный режим, площадь и объем, рассчитанные на 1 ученика, уровень вентиляции соответствуют норме. Окраска стен не соответствует цветовой гамме южной ориентации . Классная доска соответствует норме Сан Пин . Полное отсутствие комнатных растений отрицательно влияет на эмоциональный настрой участников педагогического процесса.
Предложения:
1.Перекрасить стены кабинета в бледно-зеленый или бледно- голубой цвета;
2. Украсить кабинет комнатными растениями.
Слайд 19Кабинет информатики
Вывод:
Экологическая комфортность по мнению учащихся школы
и учителей средняя, коэффициент искусственного и естественного освещения ,
температурный режим, площадь и объем, рассчитанные на 1 ученика, уровень вентиляции соответствуют норме. Окраска стен, классной доски, сочетание цветовой окраски мебели с окраской помещения, соответствие цветовой гаммы и ориентации кабинетов относительно сторон горизонта соответствует норме. Полное отсутствие комнатных растений отрицательно влияет на эмоциональный настрой участников педагогического процесса.
Предложения:
1. Украсить кабинет комнатными растениями.
Слайд 20Кабинет технологии
.
Вывод:
Экологическая комфортность по мнению учащихся школы
и учителей низкая, коэффициент искусственного и естественного освещения ,
площадь и объем, рассчитанные на 1 ученика, уровень вентиляции соответствуют норме. Окраска стен, классной доски, сочетание цветовой окраски мебели с окраской помещения, соответствие цветовой гаммы и ориентации кабинетов относительно сторон горизонта соответствует норме. Степень озеленения удовлетворительная. Декоративных растений очень мало. Температурный режим хотя и соответствует нижнему пределу нормы СанПин , т.е. 16 градусам ,все же это влияет на экологическую комфортность в кабинете.
Предложения:
Увеличить количество и видовое разнообразие комнатных растений.
По возможности рекомендовать повышение температурного режима в кабинете.
Слайд 21
Практическая значимость работы:
• Проведенная исследовательская работа имеет большую практическую
значимость,
так как показывает, в каких санитарно - гигиенических и
эстетических условиях , находятся большую часть дня учащиеся.
• Ведь именно в школьном возрасте закладывается фундамент здоровья и полноценного развития ребенка.
А от санитарно- гигиенических условий во многом зависит здоровье учащихся и
усвоение ими учебных программ.
• Изучение экологического состояния ближайшего окружения человека- первый шаг к оптимизации среды жизнедеятельности, её качественного преобразования с целью сохранения здоровья.