Слайд 1Правовые основы установления, исчисления и взимания платы за негативное
воздействие на окружающую среду
Автор презентации д.ю.н.проф.
Р.Н.Салиева
Слайд 2Правовые основы установления платы за негативное воздействие
Одним из основных принципов
правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды является принцип
платности природопользования. Этот принцип закреплен в специальном законе.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Слайд 3Правовые основы установления платы за негативное воздействие
формы платы за негативное
воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами
порядок исчисления и
взимания платы устанавливается законодательством Российской Федерации.
Слайд 4Правовые основы установления платы за негативное воздействие
Порядок определения платы
и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов
и другие виды вредного воздействия был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992г. № 632.
Слайд 5Правовые основы установления платы за негативное воздействие
В связи с
неопределенностью правовой природы платы за загрязнение и иное негативное воздействие
на окружающую среду данное Постановление решением Верховного Суда от 28 марта 2002 года №ГКПИ 2002-178 было признано недействительным. Однако по запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности указанного Постановления Конституционный Суд Российской Федерации определил, что Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992г. № 632 сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами, как не противоречащее Конституции Российской Федерации
Слайд 6Правовая природа платы за негативное воздействие
данный вид платы не
является налогом.
в соответствии со статьей 51 Бюджетного Кодекса РФ
плата за негативное воздействие на окружающую среду отнесена к неналоговым доходам федерального бюджета по нормативу 20 процентов. В соответствии с Приложением №6 к закону «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» главным администратором такого вида бюджетных доходов, как плата за негативное воздействие на окружающую среду, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Код бюджетной классификации - 1 12 01000 01 0000 120).
Слайд 7Правовые основы установления нормативов
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух
загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в
поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы, утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003г. № 344.
Слайд 8Правовые основы установления нормативов
Правила внесения платежей детально изложены и разъяснены
в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной
среды (в ред. Приказа Госкомэкологии РФ от 15.02.2000 N 77) (с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 13.11.2007 N ГКПИ07-1000), в письме Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13 мая 2008 г. N 04-09/699 «По вопросу разъяснения порядка применения коэффициента 0,3» и в др.
Слайд 9Направления совершенствования законодательства
существует объективная потребность совершенствования законодательства в сфере установления,
исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Это обусловлено многими факторами. Например, топливно-энергетический комплекс, во многом в силу объективных причин, является одним из крупных в промышленности загрязнителей окружающей природной среды.
Слайд 10Направления совершенствования законодательства
На долю ТЭК приходится около 48% выбросов вредных
веществ в атмосферу и 27% сброса загрязненных сточных вод в
поверхностные водные объекты, свыше 30% твердых отходов и 70% общего объема парниковых газов. Значительная доля выбросов загрязняющих веществ приходится на продукты сжигания попутного нефтяного газа (ПНГ) на факелах. Уровень использования ресурсов нефтяного газа в целом по отрасли составляет 80%, остальное сжигается на факелах.
Слайд 11Направления совершенствования законодательства
в подпрограмме «Отходы» Федеральной целевой программы «Экология и
природные ресурсы России» (2002-2010 годы), утвержденной постановлением Правительства РФ от
7 декабря 2001 г. №860, было отмечено, что сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области обращения с отходами ведет к опасному загрязнению окружающей природной среды и создает реальную угрозу здоровью населения.
Слайд 12Направления совершенствования законодательства
С отходами теряются миллиарды тонн материальных ресурсов, многими
из которых страна практически уже не располагает. На территории России
в отвалах и хранилищах накоплено свыше 85 млрд. тонн только твердых отходов, в том числе 80 млрд. тонн -горнопромышленных, количество которых ежегодно увеличивается почти на 2 млрд. тонн. Под полигонами для складирования, шлако-накопителями и хвостохранилищами занято свыше 300 тыс. гектаров земель. В отходах содержатся: железо, медь, свинец, олово, вольфрам, а также кадмий, висмут, селен, теллур, редкоземельные и благородные металлы. Содержание ценных компонентов в отходах нередко близко к содержанию их в добываемом природном сырье.
Слайд 13Направления совершенствования законодательства
целесообразно разработать и принять специальный закон «О плате
за негативное воздействие на окружающую среду», в котором необходимо зафиксировать
механизм взимания платы. В законе следует определить предмет регулирования, виды негативного воздействия на окружающую среду, порядок определения размера платы, взимания этой платы и также порядок использования средств, накапливаемых за счет взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Слайд 14Направления совершенствования законодательства
В предмет регулирования такого закона не должна входить
деятельность по использованию отходов горнодобывающего и связанных с ним производств,
т.к. эта деятельность в соответствии со ст.6 Закона РФ «О недрах» относится к лицензируемой деятельности в сфере недропользования и направлена на использование техногенного минерального сырья.
Слайд 15Направления совершенствования законодательства
В ходе дальнейшего реформирования экологического законодательства, с учетом
международного опыта правового регулирования рассматриваемых отношений, а также законодательства о
налогах и сборах, как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 10.12.2002г. № 284-О, не исключается возможность введения иного порядка взимания вышеуказанных платежей, в том числе в виде специального налога. Со временем плата за негативное воздействие на окружающую среду может быть трансформирована в экологический налог.