Слайд 1Свет как экологический фактор
Экология растений
6 класс
Автор: учитель экологии МАОУ «СОШ
№95 с УИОП»
к.п.н. Некрасова Светлана Валерьевна
Слайд 2 «Мы об этом не думаем, но все, что ходит, двигается,
живет на нашей планете, есть дитя Солнца».
Камиль Фламмарион
(1842 – 1925)
Слайд 3Свет как экологический фактор
1. Продолжите список практического применения знаний по
экологии растений:
хозяйственное освоение целинных и залежных земель, районов развития мерзлоты,
пустынь и болот;
акклиматизация растений;
…
…
Слайд 4Свет как экологический фактор
2. Экология утверждает новый взгляд на природу.
Исходя из своей экологической культуры, как ты поступишь в следующих
ситуациях?
А) Во время прогулки с классом ты нашел в лесу поляну с ландышами. Каковы будут твои действия?
Б) Саша любит Дашу, а Даша очень любит … цветы. Какой выход ты предложишь Саше, чтобы завоевать сердце Даши?
В) Собирая в лесу ягоды, ты увидел, что ребята обламывают побеги смородины с плодами. Вырази свое отношение к их поступку.
Г) Ты пошел с друзьями в лес по грибы. Несколько ребят, увидев мухоморы и поганки, принялись сбивать их и топтать ногами. Выскажи свое мнение по этому поводу.
Слайд 5Свет как экологический фактор
3. Перечислите отличия растений от животных.
Слайд 6Каково значение света в жизни растений?
Слайд 7Свет и фотосинтез
Свет играет для растений весьма важную роль –
от интенсивности солнечного освещения зависит продуктивность, производительность растений.
Без света невозможна
фотосинтетическая деятельность, а без жизнедеятельности растительных организмов невозможна жизнь вообще, поскольку только зеленые растения имеют способность синтезировать так необходимый всем живым существам кислород.
Фотосинтез – это процесс образования органического вещества и кислорода из воды и углекислого газа в листьях на свету.
CO2 + H2O → (CH2O) + O2
Слайд 8Свет и фотосинтез
углекислый газ
кислород
вода
Слайд 9Свет в жизни растений
Есть и другие аспекты воздействия света на
живые организмы: необходимость света для растений существенно влияет на структуру
сообществ. Распространение водных растений, океанических животных и планктона ограничено областью проникновения солнечных лучей.
Слайд 10Свет в жизни растений
Каждое местообитание характеризуется определенным световым режимом, определяемым
интенсивностью (силой), количеством и качеством света.
Интенсивность (сила) света измеряется энергией,
приходящейся на единицу времени: Дж/м2с.
На этот фактор сильно влияют особенности рельефа. Наибольшей силой обладают прямые солнечные лучи, но растения более полно используют рассеянный свет.
Слайд 11Свет в жизни растений
Количество света определяется суммарной радиацией. От полюсов
к экватору количество света увеличивается.
Слайд 12Фотопериодизм
Свет является исключительно важным сигнальным фактором, поскольку именно смена освещения,
световой режим обуславливают изменение жизнедеятельности (периоды покоя и интенсивной жизнедеятельности)
и определяют периоды сокодвижения, размножения и другие биологические явления у растений, т. е. регулируют ритмику их суточной и сезонной жизни.
Слайд 13Фотопериодизм
Сигналом о приближении зимы служит уменьшение длины дня, которое всегда
тесно связано с последующим похолоданием.
Ритмические изменения морфологических (форма и
строение организма), биохимических и физиологических свойств и функций организма под влиянием чередования и длительности освещения называются фотопериодизмом.
Слайд 14Фотопериодизм
Под фотопериодическим контролем находятся практически все процессы, связанные с развитием
и размножением растений.
По отношению к фотопериодизму растения делятся на
три типа:
Растения короткого дня.
Растения длинного дня.
Растения нейтральные к длине дня.
Слайд 15Фотопериодизм
- Растения короткого дня (зацветание и плодоношение наступает при 8-12-часовом
освещении). Это растения южных районов. Например, гречиха, подсолнечник, просо, конопля
и др.
Слайд 16Фотопериодизм
- Растения длинного дня (требуют удлинения дня до 16-20 часов).
Это большинство растений умеренных широт. Например, рожь, ячмень, лук, лен,
морковь.
Слайд 17Фотопериодизм
- Растения, нейтральные к длине дня. Среди таких растений можно
назвать виноград, бархатцы, флоксы, сирень.
Слайд 18Свет в жизни растений
Вывод: свет влияет на рост и развитие
растений, на интенсивность фотосинтеза, вызывает изменение влажности и температуры среды,
является важным фактором, обеспечивающим суточные и сезонные биологические циклы.
Слайд 19Свет как экологический фактор
Объясните следующее четверостишие:
Солнышко красно,
Гори-гори ясно!
В небо пташкой
залети,
Нашу землю освети,
Чтоб садам и огородам
Зеленеть, цвести, расти!
Слайд 20Выберите вопрос и обсудите его с друзьями:
Великий русский ботаник
К. А. Тимирязев писал, что крахмал образуется в зеленых листьях
и только на свету. Почему же в клубных картофеля, которые находятся в темноте под землей, содержится много крахмала?
Однажды произошел неожиданный случай: внутри арбуза проросло семя и образовало корни, длинную плеть (стебель) и три листочка. Листочки, а также плеть (и корни) были белые. Почему?
Деревья, растущие в городах на теневой стороне, наклоняются от стен высоких домов к середине улицы. Почему?
Фотосинтез был открыт в конце 18 века. В 1771 г. англ. химик Джозеф Пристли заключил мышь под стеклянный колпак. Через 5 часов мышь погибла. Когда под колпаком лежала ветка мяты, мышь осталась жива. Пристли заключил, что животные делают своим дыханием воздух непригодным для жизнедеятельности, а растения восстанавливают его, т. е. делают пригодным для жизнедеятельности. Однако опыт с мышью не всегда удавался. Голландец Ингенхауз (1779) показал, что непременным условием удачного опыта является наличие …?
Слайд 21Домашнее задание:
§ 3, 4.
Задание 3 – 6 в
тетради на печатной основе.