Слайд 1Brainstorming
Выполнила : Иорга Олеся
Слайд 2“Работа в команде очень важна. Она позволяет свалить вину на
другого”
Из законов Мэрфи
Слайд 3Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при
котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения,
в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.
Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году.
Метод мозгового штурма
Слайд 4Основные правила проведения
Группа: 6-12 человек (“критическая масса”)
“Штурмующие” – разнопрофильные
специалисты, желательно творческие личности
Отсутствие субординации
Время: 20-40 минут
Жесткий тайминг
Непринужденная атмосфера
Отсутствие критики
Запись
идей
Слайд 5Этапы
Постановка проблемы.
Генерация идей.
Группировка, отбор и оценка идей
Слайд 6Представление участников друг другу
Постановка проблем
Проведение мозгового штурма (20-30 мин.).
Обычно фиксируются следующие фазы мозгового штурма:
Включение
Наполнение
Прорыв (новое оригинальное направление)
Индукция (идеи
после окончания штурма. Иногда они идеи "выскакивают" в течение нескольких дней)
Перерыв 10 мин
Составление отредактированного списка идей. Предварительный анализ и индукция (30-45 мин.)
Генерация Идей, Фаза «мечтателя»
Слайд 7Анализ Идей, Фаза «реалиста»
Когда все идеи высказаны, производится их анализ,
развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто
нетривиальное решение задачи. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными.
Считается, что лишь 10-15% идей оказываются приемлемыми, зато среди них встречаются весьма оригинальные. Ценно, если «выжившие» идеи выстраиваются в логичную цепь
Продолжительность - до недели
Слайд 8Роли участников
Генератор идей
Критик-аналитик
Ведущий
Слайд 9выдвижение по широкому спектру тем большого количества идей, основанных на
новых принципах
перенос идей из различных областей
использование ярких неожиданных аналогий
использование
ранее выдвинутых идей другим генератором
оптимизм
должна быть присуща вера в то, что лучшие идеи ещё впереди
Недопустимо включать в группу генераторов прирождённых скептиков и критиканов.
Требования к участникам:
Генераторы идей
Слайд 10Отбор генераторов идей и формирование группы
По психологическим признакам творческой личности,
личные наблюдения, тесты. Типичный генератор активно выдвигает идеи по любой
предложенной теме, задаче, в присутствии третьих лиц и при наличии критики ("фонтан идей"). Теневой генератор - активно выдвигает идеи индивидуально. Инертный генератор - положительная установка на творчество, но нет опыта, низкий уровень притязаний.
Группе людей рассказывается о задачах генераторов идей и аналитиков. Затем каждый пишет, в какой группе он хотел бы видеть себя и других присутствующих.
Разнообразие опыта (желательно наличие людей с разным образованием - экономистов, снабженцев, конструкторов и т.д. и людей из совсем других отраслей - повар, проводник, парикмахер и т.д.)
Желательно иметь в группе генераторов женщин и мужчин.
Недопустимо наличие в группе генераторов идей отношений служебной подчинённости.
Слайд 11Требования к участникам:
Критик-аналитик
Задача критика-аналитика: выявление рационального зерна в каждой предложенной
к анализу идее на основе глубокого знания теории и практики,
понимания специфики проблемы (задачи), способности к обобщению. Ему должна быть присуща вера в то, что лучшая идея - это та, которая анализируется в данный момент, оптимизм.
Хорошие аналитики могут выявить новые принципы решения задачи после классификации принципов, выдвинутых генераторами. Очень часто самое ценное в мозговом штурме (brainstorm) - новое направление поиска, а не конкретное решение.
Слайд 12Требования к участникам:
Ведущий
Ведущий обеспечивает качество регулированием хода мозгового штурма
Отвечает
за процедуру и регламент работы (соблюдение правил). Прерывает неконструктивное поведение
участников - "перетягивание каната", "павлиний хвост" и др.
Обеспечивает психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности (должен уметь мгновенно положительно оценить любую идею).
Управляет процессом поиска идей(необходимо постоянно уточнять формулировки задачи, расширять поле поиска, выделять новые направления и аспекты решений, задавать новые области поиска решений для участников).
Слайд 13Во время мозгового штурма
Стремитесь высказывать максимальное число идей.
Отдавайте предпочтение
количеству, а не качеству идей.
Высказывайте свои идеи короткими предложениями
- не более 30 сек.
Абсолютно запрещена критика предложенных идей, неодобрительные замечания, иронические реплики, ядовитые шутки
Оказывайте предпочтение не логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разны направлениях. Возможно всё!
Очень способствует продуктивному мышлению шутки, каламбуры, юмор и смех. Поддерживайте и создавайте такую обстановку.
Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные идеи.
Обеспечивайте между участниками мозгового штурма свободные, дружеские и демократические отношения.
Не допускается зло шутить над идеями других участников.
Слайд 14Типичные ошибки
Смешение штурма и совещания
Сложная задача не раздроблена на более
простые
Отсутствие разогрева
Пусть каждый выскажется
Ведение протокола на доске
Отсутствие запасных ходов
Не забыть
«выключить» штурм
Отсутствие процедуры анализа полученных идей
Слайд 15Виды Мозгового Штурма
Индивидуальный мозговой штурм: Все роли — генератора, секретаря,
ведущего, оценщика идей — берёт на себя один человек. Фиксация
на бумаге, компьютере, диктофоне. Оценка идей отложена.
Брейнрайтинг: Главное отличие от «круглого стола», где каждый высказывается вслух, по кругу, это не проговаривание, а... записывание своих идей на бумагу. Но даже после того, как все идеи уже записаны, их не озвучивают! Все работают в тишине, молча передавая друг другу карточки и сортируя их по принципу схожести высказанных предложений. Эта техника предполагает ещё и полную анонимность. Никто не знает, с чьей идеей он работает, так группа лишается возможности переносить свои конфликтные отношения на процесс творческого обсуждения.
Слайд 16Виды Мозгового Штурма
Обратный мозговой штурм: Цель его — максимально выявить
недостатки рекламируемого объекта. Генераторы в режиме мозгового штурма составляют список
имеющихся или потенциальных дефектов, ограничений, противоречий объекта или идеи. Негативные стороны объекта или идеи усугубляются до крайности. После такого жесткого тестирования идет поиск путей по устранению недостатков.
Метод Синектики: (предложен В. Дж. Гордоном), который является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи.
Слайд 17ВЫВОД:
Достоинства метода «мозговой атаки» следующие:
групповое мышление порождает на 70
% больше новых ценных идей, чем сумма индивидуальных независимых предложений;
тренирует умственные способности участников;
дает возможность получить новые неожиданные видения рассматриваемой проблемы;
позволяет с большим доверием относиться к выдвинутым идеям.
для создания новых идей не требуется привлекать высококвалифицированных специалистов или экспертов
метод является простым для понимания и не требует специальной подготовки участников
Недостатки метода мозгового штурма связаны с организацией работы группы. Если куратор не сможет контролировать группу, то группа будет отклоняться от установленных правил и работа может оказаться долгой и бесполезной. Другим недостатком может быть «генерирование» идей, которые окажется либо трудно, либо невозможно реализовать.