Слайд 2БС основана на принципах:
единства бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов, расходов
и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской
Федерации;
самостоятельности бюджетов;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
сбалансированности бюджета;
результативности и эффективности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
прозрачности (открытости);
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств;
подведомственности расходов бюджетов;
единства кассы.
Слайд 3Принцип единства бюджетной системы РФ означает
единство бюджетного законодательства Российской
Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм
бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Слайд 4Принцип разграничения означает
закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации
доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной
системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
Слайд 5Принцип самостоятельности бюджетов означает
право и обязанность органов государственной власти и
органов местного самоуправления самостоятельно:
-обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования
бюджетных средств;
-осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным Кодексом;
-устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы;
-самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы);
-недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
-предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
-недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства РФ и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
-недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
Слайд 6Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает
определение
бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным Кодексом
Слайд 7Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
означает
что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов
в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
Слайд 8Принцип сбалансированности бюджета означает
что объем предусмотренных бюджетом расходов должен
соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его
дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Слайд 9Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает
что при
составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных
им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Слайд 10Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает:
что расходы бюджета
не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками
финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:
субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ;
средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;
расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием РФ;
расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ;
отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.
Слайд 11Принцип прозрачности (открытости) означает:
-обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных
бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о
ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
-обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
-стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Слайд 12Принцип достоверности бюджета означает
надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей
территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Слайд 13Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает
что бюджетные
ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных
средств с указанием цели их использования
Слайд 14Принцип подведомственности расходов бюджетов означает
что получатели бюджетных средств вправе
получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного
распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств.
Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.
Слайд 15Принцип единства кассы означает
зачисление всех кассовых поступлений и осуществление
всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций
по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.
Слайд 17
Уровни бюджет-ной системы России
региональная подсистема (региональные бюджеты и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов)
муниципальная подсистема (местные бюджеты)
федеральная подсистема (федеральный бюджет и
бюджеты государственных внебюджетных фондов)
Слайд 18Структура бюджетной системы РФ
-федеральный бюджет;
-21 республиканский бюджет в составе
РФ;
-9 краевых;
-46 областных бюджетов;
-городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
-4 окружных бюджетов
автономных округов;
-1бюджет автономной области;
-около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.