Слайд 1Организация международной торговли
Экономика, 11 класс, профильный уровень. Учитель Г.И. Непершина,
МОУ СОШ № 15
Слайд 2Международная торговля
система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех
стран мира.
Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в
XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.
Слайд 3Современные теории международной торговли
Меркантилизм
Теория абсолютных преимущества Адама Смита
Теория сравнительных
преимуществ Давида Рикардо
Теория Хекшера – Олина
Жизненный цикл товара
Теория Майкла Портера
Слайд 4Меркантилизм: основные положения
необходимость поддержания активного торгового баланса государства (превышения экспорта
над импортом);
признание пользы привлечения в страну золота и других драгоценных
металлов с целью повышения её благосостояния;
деньги — стимул торговли, поскольку считается, что увеличение массы денег увеличивает объём товарной массы;
приветствуется протекционизм, направленный на импортирование сырья и полуфабрикатов и экспортирование готовой продукции;
ограничение на экспорт предметов роскоши, так как он ведет к утечке золота из государства.
Слайд 5Теория абсолютных преимуществ Адама Смита
Богатство страны
Товары
Услуги
Одни страны могут
производить товары более эффективно, чем другие. Ресурсы страны перетекают в
рентабельные отрасли, так как государство не может конкурировать в нерентабельных отраслях.
Повышается производительность страны.
Повышается квалификация рабочей силы.
Стимулируется выработка более эффективных методов работы.
Естественные преимущества: климат, территория, ресурсы.
Приобретённые преимущества: технология производства
Слайд 6Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо
Экспорт товаров
Англия
Португалия
Специализация на производстве товара,
имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна и в случае отсутствия абсолютных
преимуществ.
Приводит к росту общего объема производства
Происходит мотивация торговли
Выгодна для каждой из этих стран
Слайд 7Теория Хекшера Олина
Экспорт товаров
Импорт товаров
Избыточный фактор производства
Недостаток факторов производства
Страны
– участницы международного обмена:
Выравнивают «факторные» цены, то есть доход, получаемый
владельцем данного фактора;
Существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.
Слайд 9Теория Майкла Портера
Данная теория вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная
конкурентоспособность, с точки зрения Портера, определяет успех или неуспех в
конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства.
Государственные меры для поддержания конкурентоспособности:
воздействие правительства на факторные условия;
воздействие правительства на условия спроса;
воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли;
воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм.
Программа утилизации старых автомобилей
Слайд 10Поддержка российского автопрома
Основная информация о государственной программе утилизации старых автомобилей.
Сроки
действия: с 8 марта 2010 года, продлена до 1 января
2012 года
Механизм действия: участник программы получает свидетельство об утилизации старой машины, с помощью которого может приобрести новый автомобиль, произведенный в России, по цене, сниженной на 50 000 рублей.
География проведения: программа действует на всей территории РФ.
Автомобили Nissan, участвующие в программе: Teana, X-Trail
Автомобили Ford, участвующие в программе: Ford Focus, Ford Mondeo.
Слайд 11Роль международной торговли
На современном этапе
международная торговля играет важную роль в хозяйственном развитии стран, регионов,
всего мирового сообщества:
внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста;
зависимость стран от международного товарообмена значительно повысилась.
Основные факторы, влияющие на рост международной торговли:
развитие международного разделения труда и интернационализация производства;
НТР;
деятельность транснациональных корпораций ТНК;
Слайд 12Регулирование внешней торговли
Фредери́к Ба́стиа (1801 — 1850) — французский либеральный
экономист, сторонник свободной торговли. Выступал за свободу предпринимательства — решающее
условие установления социальной гармонии в обществе. Сторонник тезиса о взаимовыгодном сосуществовании труда и капитала.
ПАЛАТЕ ДЕПУТАТОВ
Мы подвергаемся ожесточённой конкуренции со стороны заграничного соперника, который обладает настолько превосходящими устройствами для производства света, что может наводнить наш национальный рынок, предлагая свой товар по сниженным ценам. Этим соперником является не что иное, как солнце. Мы обращаемся с петицией — провести закон, предписывающий закрыть все окна, отверстия и щели, сквозь которые солнечный свет обычно проникает в наши жилища, нанося этим ущерб прибыльному производству, которым мы были в состоянии одарить страну. Подпись: фабриканты свечей и подсвечников.
Слайд 13Протекционизм
политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему
определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер,
такая политика способствует развитию национального производства.
Слайд 14Меры государственного регулирования импорта
Таможенные пошлины - косвенные налоги (взносы, платежи)
на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного
бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при пересечении границы с владельца товара иностранного производства, ввозимого в страну для продажи.
Слайд 15Меры государственного регулирования импорта
ИМПОРТНАЯ КВОТА —
1) нетарифное, то есть
не связанное с ценами и налогами, количественное ограничение ввоза определенных
видов товаров в страну, устанавливаемое правительством в целях ограждения собственной экономики, защиты внутреннего рынка;
2) показатель, характеризующий объем импорта определенного товара, установленного в соответствии с потребностями в нем и объемами собственного производства.
Слайд 16Меры государственного регулирования импорта
Внешнеторговая лицензия - предварительное разрешение, выдаваемое государственными
органами на ввоз или вывоз определенного товара Используется для регулирования
внешней торговли.
Внешнеторговые лицензии бывают следующих видов: генеральные, разовые (срок действия не может превышать 1 года), индивидуальные (имя импортёра, срок действия, количество товара, цена, место назначения), исключительные (исключительное право экспорта-импорта отдельного продукта).
Слайд 17Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)
General Agreement on Trade
and Tariffs подписали в 1947 году 23 страны.
До 1995
года это соглашение было основным документом, регулировавшим международную торговлю.
Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 году, заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами.
Слайд 18Задачи и принципы ВТО
Оказание помощи в упорядочении процесса торговли.
Объективное урегулирование
торговых споров между правительствами.
Организация торговых переговоров.
В основе этой деятельности
лежат 60 соглашений ВТО — основные правовые нормы политики международной коммерции и торговли.
Принципы ВТО
Отсутствие дискриминации (режим наиболее благоприятствуемой нации и положение о национальном режиме).
Более свободные условия торговли, поощрение конкуренции и дополнительные положения для наименее развитых стран
Одна из основных целей ВТО:
борьба с протекционизмом
Слайд 20Зачем это нужно России?
Одно из главных следствий вступления России в
ВТО — отмена более сотни антидемпинговых процедур против товаров из
России, ущерб от которых, по оценке Германа Грефа, составляет свыше четырех миллиардов долларов.
Но есть у медали и обратная сторона — России придется снизить таможенные пошлины на импортные товары с 30 процентов (по некоторым видам продукции) до 11, а то и до 5 процентов. Таковы требования ВТО, которые также предусматривают «длинное и дешевое» кредитование населения стран-членов организации.
Слайд 21Демпинг
Продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно
заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и более
низким, чем себестоимость (издержки производства и обращения) – либерализация рынка.
Полная реализация всех задач либерализации мировой торговли поможет повысить ежедневные доходы граждан развитых стран мира.
Слайд 22http://gazeta.aif.ru/online/aif/1360/07_01?print
Слайд 23Международные зоны свободной торговли
Зона свободной торговли (Free trade area) (ЗСТ) —
тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины,
налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором.
Наиболее известная зона – Европейский союз (ЕС).
Слайд 24Участие стран в европейских договорах и организациях.
Слайд 25Домашнее задание: конспект лекции «Организация международной торговли», § 57 -