Слайд 1Философия истории
Термин «философия истории» был введен Вольтером, а в трудах
И. Гердера философия истории оформилась в самостоятельное направление исследований.
Философия истории
имеет особый предмет, отличающий ее от исторических наук.
Слайд 2Философия истории
Философия истории рассматривает проблемы внутренней логики и закономерностей исторического
процесса, проблемы детерминизма и периодизации истории, проблемы смысла и назначения,
цели истории, вопрос о культуре и цивилизации, о социальном прогрессе, о единстве и многообразии исторического развития.
Слайд 3Философия истории рассматривает несколько важнейших проблем:
направленность и смысл истории,
методологические подходы к типологизации общества,
критерии периодизации истории,
критерии прогресса исторического
процесса.
Слайд 4Философия истории
Философия истории без опоры на историческую науку вырождается в
схоластическую спекуляцию, а исторические науки нуждаются в философии истории, поскольку
в ней вырабатываются общие принципы синтеза разрозненного исторического материала.
Слайд 5В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:
•
те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики,
закономерностей, направленности (например, иррационалисты);
• те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к данной категории относится большинство философов.
Слайд 6
Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному
процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны):
• формационный подход;
• цивилизационный подход;
• культурологический подход. Имеются также и иные подходы.
Слайд 7Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и
Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным.
Ключевое понятие, используемое при формационном подходе
- общественно-экономическая формация.
Слайд 8Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных
сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
Слайд 9Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая
новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем
уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.
Слайд 10Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к
другой.
В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и
надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка — государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.
Слайд 11Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними.
Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими
производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе — производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.
Слайд 12В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:
• первобытнообщинная;
•
рабовладельческая;
• феодальная;
• капиталистическая;
• коммунистическая (социалистическая).
Также им было указано на особый
политико-экономический тип общества (фактически — шестую формацию) — "азиатский способ производства".
Слайд 13Проблема соотношения линейности и цикличности
«Исторический круговорот»: общество в целом, либо
его отдельные сферы (политическая жизнь, культура и т.п.) якобы движутся
по замкнутому кругу с постоянным возвращением вспять, к исходному состоянию, с последующими новыми циклами возрождения и упадка.
(Древний мир –Аристотель; XVIII в.- Д.Вико, Ш.Фурье)
Концепция цикличности исторического развития:
Существование локальных, обособленных «культурно-исторических типов», которые, подобно живым организмам, проходят стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели; ход истории представляет собой, таким образом, смену вытесняющих друг друга цивилизаций.(XIX- XX вв.- Николай Данилевский)
Аристотель
Шарль Фурье
Слайд 14Последователи циклической концепции исторического развития,
настаивая на уникальности и неповторимости
каждой общности, выдвинули принцип
исторического релятивизма,
с точки зрения
которого в истории нет общих, одинаковых для всех народов закономерностей, и, следовательно, не имеет смысла говорить о единой истории человечества.
Движение истории – это фазы развития (юность, расцвет, упадок) замкнутых культурных образований. Каждая культура проходит примерно тысячелетний цикл развития и, умирая, перерождается в цивилизацию, где стираются все уникальные, неповторимые черты и все общества приобретают сходные признаки.
(XIX- XX вв. – О. Шпенглер «Закат Европы» )
Немецкий философ О.Шпенглер
Слайд 15Концепция линейности исторического процесса
некая линейная последовательность событий в направлении от
прошлого к будущему.
В глубокой древности, в античном мире история,
зачастую, рассматривалась как регрессивный процесс, идущий по нисходящей линии от «Золотого века», который остался в прошлом.
«Библейске мифы»
представление о человеческой истории:
творение мира и человека, изгнание его из Рая
«прошлое»
рождение Иисуса Христа
«настоящее»
второе пришествие Спасителя,
«конец света», «страшный суд»
«будущее»
Сторонники линейности исторического развития считают, что человечество внутренне едино в своих истоках и сущности, поэтому история человечества – единый процесс.
Слайд 16Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975).
Центральное понятие,
используемое его сторонниками, — цивилизация.
Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность
людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
Слайд 17Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными.
Локальных (национальных)
цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около
30 (американская, германская, русская и т. д.).
Слайд 18К основным цивилизациям относятся (относились):
• шумерская;
•
вавилонская;
• минойская;
• эллинская (греческая);
• китайская;
• индусская;
• исламская;
• христианская;
• некоторые др. цивилизации.
Слайд 19 Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут,
живут и умирают.
Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:
• зарождение;
• рост;
• надлом;
• дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Слайд 20Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880 —
1936).
Центральное понятие данного подхода — культура.
Культура — совокупность религии, традиций,
материальной и духовной жизни. Культура — автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает.
Слайд 21Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойнби, однако "цивилизация" у
Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках
культурологического подхода — высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.
Слайд 22Всего Шпенглером было выделено восемь культур:
• индийская;
• китайская;
• вавилонская;
• египетская;
•
античная;
• арабская;
• русская;
• западноевропейская.
Слайд 23Главные достоинства:
формационный подход мобилизует исследования на анализ, изучение логики истории,
общих объективных законов развития общества. Он органически связан с общественным
прогрессом;
цивилизационный подход нацеливает исследователя на анализ субъективного аспекта в истории, рассмотрение любой эпохи, через призму человеческих измерений, достижений культуры (прежде всего духовной) на изучение особенностей, специфики исторической эволюции различных регионов.
Основные недостатки:
формационный подход акцентирует внимание исследователя на изучение «вертикальных» связей, т.е. связей во времени между различными стадиями развития внутри одних и тех же социальных организмов. Остаются в тени «горизонтальные» связи между социальными, т.е. связи в пространстве. А единство, целостность истории существует и во времени, и в пространстве. Кроме того, такой подход нередко подталкивает историков к догматизму, стремлению подогнать непохожие общества под одну схему;
цивилизационный подход, наоборот отвлекает внимание исследователей от изучения вертикальных связей, познания логики единого исторического процесса, объективных законов развития человеческого общества. Он страдает субъективизмом, подталкивает к плюрализму, описательности.
Достоинства и недостатки
Слайд 24Помимо формационного, цивилизационного, культурологического, существуют и иные философские подходы, рассматривающие
историю как объективный и закономерный процесс. Среди них можно выделить
подход Гегеля и позитивистский подход.
Слайд 25Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу,
рассматривал историю как целенаправленный и закономерный процесс освобождения человека и
выделил в нем три этапа:
• восточный (Китай, Египет и др.) — осознает себя и свободен только один человек — правитель, все остальные — его рабы;
• античный (Греция, Рим, средневековье) - осознает себя и свободна лишь одна группа, прослойка людей — "верхушка"; все остальные служат ей и зависят от нее;
• германский — осознают себя и свободны все.
Слайд 26Позитивистский подход в несколько измененном виде получил в настоящее время
широкое распространение.
Позитивисты (Огюст Конт) выделяли следующие стадии развития общества:
• традиционную;
•
доиндустриальную;
• индустриальную.
Слайд 27На базе данной классификации получила широкое распространение среди современных западных
философов точка зрения о том, что человечество в своем историческом
развитии прошло стадии:
• традиционного;
• доиндустриального (аграрного);
• индустриального;
• постиндустриального общества.