Теоретические предпосылки социальной науки
Проблема исторической закономерности
Отрицание свободы воли (фатализм)
научность истории не спасает, так как с
устранением человеческой специфики
устраняется и самый предмет истории.
Признание закономерности в природе
не создаёт затруднений: объекты, не
обладающие волей и сознанием, легко
мыслить подчинёнными законам.
Каким образом деятельность, направ-
ляемая волей и сознанием, может регу-
лироваться законами, по определению
не зависящими от воли и сознания?
Закон –
объективная, существенная,
необходимая, устойчивая
связь между явлениями;
научное положение,
отображающее такую связь.
Объективное –
существующее
независимо от
воли и сознания
субъекта
(индивида).
Теоретические предпосылки социальной науки
Классы как субъекты закономерной деятельности
Существование и характеристики
классов не зависят от воли и сознания
членов общества, а обусловлены
структурой и характером производства.
И всё же историческая закономерность
мыслима, поскольку субъектами
закономерной деятельности не обяза-
тельно должны выступать индивиды.
В закономерности поведения
социальных общностей проявляется
единство значимых характеристик
их индивидуальных членов.
Общественные классы –
большие группы людей,
различающиеся по
их месту в системе
общественного
производства.
Согласованность
(«симфоничность»)
поведения индивидов,
принадлежащих к одному
коллективу, обеспечивается
посредством особых
интеграционных механизмов.
А. С. Хомяков.
«Ещё несколько слов
православного
христианина о западных
вероисповеданиях».
А. С. Хомяков.
«Ещё несколько слов
православного
христианина о западных
вероисповеданиях».
А. С. Хомяков.
«Ещё несколько слов
православного
христианина о западных
вероисповеданиях».
К. Д. Кавелин.
«Взгляд на
юридический быт
древней России».
Ю. Ф. Самарин.
«О мнениях
“Современника”,
исторических и
литературных».
Культура как сознательное творчество
Социальная онтология
Славянофилы
Западники
Одинокие в мире, мы миру
ничего не дали, ничего у мира
не взяли, мы не внесли в массу
человеческих идей
ни одной мысли,
мы ни в чём не содействовали
движению вперёд
человеческого разума...
Н. Я. Данилевский.
«Россия и Европа».
Н. Я. Данилевский.
«Россия и Европа».
В. С. Соловьёв.
«Общий смысл
искусства».
С. С. Хоружий
Историософия В. С. Соловьёва
Богочеловеческий процесс
Формальная степень
Духовное общество (церковь)
Теология
Мистика
Абсолютная степень
Сфера практической деятельности
Сфера
знания
Сфера творчества
“Мы” есть, следовательно, некая первичная
категория социального бытия (столь же
первичная как и “я”), в которой преодолевается
вечная противопоставленность “я” и “ты”.
Соборное “мы” есть непосредственное
отражение Всеединства в социальной жизни.
Социальная философия С. Л. Франка
Соборность как основа социальности
«Мы» – не имя класса,
элементами которого
являются многие «я»,
а конкретная общность.
Выйти за эти рамки, начать борьбу за
уничтожение самого капиталистического
строя, т.е. выполнить свою историческую
миссию «могильщика капитализма»,
рабочий класс может лишь при условии,
что он станет действовать как единое
организованное целое.
Организовать и повести его на борьбу
может лишь «революционный авангард»,
основу которого составляет
революционная интеллигенция,
владеющая научной теорией исторического
развития и классовой борьбы.
«Класс
в себе»
«Класс
для себя»
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть