Слайд 1ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.
Гносеология
Слайд 2План:
Введение
Гносеология как философская дисциплина
Теория отражения.
Познание и практика
Многообразие форм
познания
Истина и заблуждение
Состав, структура и динамика знания
Слайд 3Гносеология как философская дисциплина
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) — это раздел философии,
в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности
и границы, отношение субъекта и объекта познания, исследуются условия достоверного знания, критерии его истинности, формы и уровни и т. д.
Слайд 4Гносеология изучает всеобщие характеристики познавательной деятельности, отличаясь тем самым от
когнитивной психологии, физиологии высшей нервной деятельности, логики и многих других
наук, рассматривающих частные аспекты процесса познания.
Главной для гносеологии является проблема познаваемости мира.
Слайд 7 Термин «гносеология» в современной литературе употребляется в двух
основных значениях:
1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях
познавательной деятельности человека, о «знании вообще», независимо от его форм и видов;
2) как философская концепция, предметом исследования которой является научное познание в его специфических характеристиках.
Слайд 8Эпи́стема (от греч. ἐπιστήμη «знание», «наука» и ἐπίσταμαι «знать» или «познавать»)
— центральное понятие теории «археологии знания» Мишеля Фуко, введенное в
работе «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук (фр.)русск.» (1966).
МНЕНИЕ И ЗНАНИЕ - докса и эпистеме (греч. ), категории др.греч. теории познания, особенно характерные для элейской школы и платонизма.
Слайд 9ЭПИСТЕМОЛОГИЯ это:
(греч. episteme - знание, logos - учение) -философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как
таковое, его строение, структура, функционирование и развитие.
Если гносеология
разворачивает свои представления вокруг оппозиции
«субъект-объект», то для Э. базовой является оппозиция «объект - знание». Эпистемологи исходят не из «гносеологического субъекта», осуществляющего познание, а скорее из объективных структур самого знания. Основные эпистемологические проблемы:
Как устроено знание? Каковы механизмы его объективации и реализации в научно-теоретической и практической деятельности? Какие бывают типы знаний?
Каковы общие законы «жизни», изменения и развития знаний?
Объект при этом может рассматриваться как элемент в
структуре самого знания (идеальный объект)
Слайд 10 Теория познания тесно связана с такими фундаментальными науками,
как:
онтология — учение о бытии,
диалектика — учение
о всеобщих законах развития бытия и познания,
логикой (в ее различных модификациях),
методологией.
Поскольку субъектом познания является человек, постольку гносеология широко использует данные философской антропологии, социологии и других наук.
Слайд 11Методы гносеологии:
Это прежде всего философские методы:
-аналитический,
- трансцендентальный
- диалектический,
- феноменологический,
- герменевтический и др.
Это и то, что называют общенаучными
методами:
- системный,
- структурно-функциональный,
- вероятностный.
Слайд 12Познание - это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания,
конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с
учетом потребностей субъекта.
Гносеологическое отношение включает три составляющих; субъект, объект и знание как результат познания. Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом.
Слайд 13В первом случае возникает необходимость
уяснить:
- каким образом осуществляется переход
от источника знания к его потребителю;
- как объект становится достоянием
субъекта;
- как объективное содержание познаваемого явления переносится в голову человека и преобразуется в ней, становится знанием.
Слайд 16В истории философии сложилось несколько моделей гносеологического отношения субъекта к
объекту. Одна из первых моделей отношения субъекта и объекта принадлежит
древнегреческому мыслителю Демокриту. По его версии, субъект фиксирует не объект познания, а его образ.
Образ - тончайшая оболочка тела, материальная копия объекта. Оторвавшись от тела, образ обретает самостоятельность, существует сам по себе. Образы исходят от всех вещей, от растений, но более всего от живых существ, вследствие их энергичного движения и их теплоты.
Слайд 17С поверхности каждого предмета отделяется тонкая пленочка – образ, который
совпадает с самим предметом, пустая внутри и недоступная другим органам
чувств. В воздухе образы составляют тысячи отпечатков изображений. На встречу им из влажной части глаз движутся изображения – лучи. По этим лучам образы предметов уменьшаются, по закону перспективы продвигаются в глаз. И мы ощущаем эти образы. Из теории истечения следовало, что мысли об объекте имеют свой реальный предмет заблуждения. Демокрит объясняет, что образы могут перепутаться. Ложное от истины отличается разумом.
Слайд 18Что касается представителей философии объективного идеализма, то они исходили из
посылки о "непосредственной данности" объекта в мысли субъекта.
Идеальный мир
как объект познания сохраняет свою вечность, неизменность, а стало быть, и ценность для познания. Чувственный мир поставляет мнения, а идеальный мир - знание. Поскольку душа бессмертна, то, приобщаясь к миру вечности, она несет в себе его отраженный свет (информацию). Найти знание в самом себе - это значит припомнить.
Слайд 19В условиях тождества бытия и мышления взаимосвязь субъекта с окружающим
миром сводится к чистой духовной активности субъекта. Что касается объекта,
то он превращается в проявление, форму этой активности. В ходе познавательной активности снимается внешняя для предмета чувственная форма его проявления в сознании познающего субъекта, в результате чего внутренняя форма бытия предмета – «сущность» совпадает с формой мыслительной деятельности – с «понятием».
Слайд 20Уподобление субъекта познания музыкальному инструменту исключало гносеологическую активность субъекта, ставило
его в зависимость от объекта. Не выявив роли действительной активности
субъекта, нельзя вскрыть и подлинный характер взаимодействия в системе "субъект - объект".
Вопрос о соотношении образа и предмета, знания и реальности является основным вопросом гносеологии. Эти и другие вопросы заставляют обращаться к гносеологии как объекту философского анализа.
Слайд 21Отсюда возникают трудноразрешимые проблемы познания:
как возможно познание, если материальное
и идеальное противоположно?
соотношение чувственного и рационального
конечное и бесконечное
соотношение единичного и общего
соотношение абсолютного и относительного и т. п.
Сложности в процессе познания, как в прошлом, так и в настоящем, вызывают у некоторых мыслителей определенный скептис.
Слайд 22ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ
Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в
ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих свойств
и состояний их различные особенности и характеристики.
Примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или атмосферного давления.
Уже в пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к другой и выступает в виде механического, физического, химического отражения. Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм, характеризуется рядом свойств:
Слайд 23Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм, характеризуется рядом
свойств:
1) оно предполагает не просто изменения в отражающей системе,
а изменения, адекватные внешнему воздействию;
2) отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нему;
3) отражение зависит от среды и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения активную роль.
Эти особенности отражения находят свое наиболее яркое проявление на уровне сознания. Отражение приобретает на уровне живого две важные особенности:
Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды;
Во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл и значение отражения в живой природе.
Слайд 24Знание – форма социальной идеальной памяти, свернутая сфера деятельности, результат
осмысления объекта. Знание человека - это способ представления мира в
идеальном плане.
Знание – это информация. Она не связана с конкретной личностью. Одинаково доступна всем.
Знание – личное достояние знающего, оно выступает как виток познавательного процесса.
Слайд 25Познание и практика
ОСНОВОЙ И ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАКТИКА.
Категория
практики, активной чувственно-предметной деятельности людей, направленной на изменение реальной действительности,
стала центральной категорией диалектико-материалистической философии в целом и ее гносеологии, в частности.
Слайд 26С введением практики в теорию познания выяснилось, что человек познает
реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира
пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно целенаправленно воздействует на окружающую его действительность, преобразует и в ходе этих изменений познает ее.
Слайд 27Практика и познание — две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса.
Это целостная система совокупной материальной деятельности человечества.
Слайд 28ФОРМЫ ПРАКТИКИ:
· материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия
людей;
· социальные действия — преобразование общественного бытия, изменение существующих
социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны и т. п.);
· научный эксперимент — активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.
Слайд 29ФУНКЦИИ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ:
1. Практика является ИСТОЧНИКОМ ПОЗНАНИЯ потому,
что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями.
В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, определять время и т. д. Астрономия была востребована запросами торговли и мореплавания и т. п. Однако не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно «по заказу» практики.
Слайд 302. Практика выступает как ОСНОВА ПОЗНАНИЯ, его движущая сила. Она
пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала
и до его конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, в конечном счете обусловливается задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений.
Слайд 313. Практика опосредованно является ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ, ибо оно осуществляется не
ради простого любопытства, а для того, чтобы в той или
иной мере регулировать деятельность людей. Все наши знания в конечном счете возвращаются в практику и активно влияют на ее развитие. Человек должен не только познавать и объяснять мир, но и использовать полученные знания для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, для создания полноценной жизни людей.
Слайд 324. Практика представляет собой решающий КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ, т. е. позволяет
отделять истинные знания от заблуждений.
Слайд 33Многообразие форм познания
Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными
способами, среди которых можно выделить два основных.
1. Материально-технический -
производства средств к жизни, труд, практика.
2. Духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта – лишь одно из многих других.
Слайд 34Формы познания
Обыденно-практическое познание
Игровое познание
Мифологическое познание
Художественно-образная форма познания
Философская и религиозная форма
познания
Формы познания
Научное познание
Паранаучное, квазинаучное, лженаучное, антинаучное познание
Слайд 35ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
ОБЫДЕННО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Оно поставляло элементарные сведения о природе,
а также о самих людях, условиях их жизни, социальных связях
и т. д. и представляло собой простой набор сведений, норм, правил и т. п. Сфера обыденного познания включает в себя здравый смысл, верования, приметы, интуитивные убеждения, предчувствия и пр.
Слайд 36 ИГРОВОЕ ПОЗНАНИЕ как важный элемент деятельности не только детей,
но и взрослых. В ходе игры (деловой, спортивной, актерской и
др.) индивид активно познает окружающую действительность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры. Не случайно в математике, экономике, кибернетике и других науках сегодня все чаще применяются специальные модели и сценарии для проигрывания различных вариантов сложных процессов и решения теоретических и практических задач.
Слайд 37МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Его специфика — в фантастическом отражении реальности, в
бессознательно-художественной переработке народной фантазией загадочных явлений природы и общества. Мифология
давала определенные знания о природе, космосе, о самих людях, условиях их бытия, формах общения и т. д.
Слайд 38ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ, наиболее развитая в искусстве. Хотя оно специально
и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно
мощный гносеологический потенциал. В структуру любого произведения искусства всегда в той или иной форме включаются определенные знания о людях и их характерах, о разных странах и народах, их быте, обычаях, нравах и т. д.
Слайд 39ФИЛОСОФСКОЕ и РЕЛИГИОЗНОЕ ПОЗНАНИЕ.
Здесь же отметим, что если для
религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой
в сверхъестественное, то сущность научной и философской форм познания — рациональность, которая эмоции и веру содержит в качестве подчиненных моментов.
Слайд 40НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
НАУКА - это особый вид познавательной деятельности,
который опирается на теоретическое, т.е. системное, логическое, доказательное воспроизведение действительности
в понятиях. Ее цель – объективные знания, законы и закономерности действительности.
НАУКА опирается на чувственный опыт, эксперимент, математический аппарат, и является особым видом общественного разделения труда, т.е. социальным институтом.
Слайд 41ВНЕНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
Выделяют следующие формы вненаучного знания:
паранаучное ( «пара» в пер.
с греч. — около, при) знание —
размышления о феноменах, объяснение
которых несовме
стимо с имеющимся гносеологическим стандартом и не
отвечает критериям научности;
лженаучное — ошибочное знание, сознательно эксплуати
рующее домыслы и предрассудки.
квазинаучное знание — ищет сторонников и приверженцев,
используя насилие и принуждение. В истории нашей страны периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, шель
мование кибернетики и генетики.
Слайд 42ВНЕНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
антинаучное знание — утопичное и сознательно искажаю
щее представления о
действительности. Приставка «анти»
подчеркивает, что предмет и способы исследования про
тивоположны науке.
С этой формой вненаучного знания
связывают извечную потребность в обнаружении «панацеи»,
общего, легко доступного «лекарства от всех болезней».
• псевдонаучное знание — интеллектуальная активность, спекулирующая на совокупности популярных теорий, например истории о древних астронавтах, снежном человеке, чудовище из озера Лох-Несс.
Внутри паранауки существует специальное соотношение оккультизма, эзотеризма, герметизма, теософии и мистики.
Слайд 43Истина и заблуждение
Категории истины и заблуждения — ключевые в теории
познания. Они выражают две противоположные, но неразрывно связанные стороны, момента
единого процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою специфику.
Слайд 44Непосредственная цель познания в любой его форме — ИСТИНА. Путь
к ней обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый
спутник истины (а не случайная аномалия) на всех этапах ее развертывания — ЗАБЛУЖДЕНИЕ
Слайд 45 ЗАБЛУЖДЕНИЕ — ЗНАНИЕ. НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, НЕ
СОВПАДАЮЩЕЕ С НИМ. Заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость
или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Оно по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон.
Слайд 46 ЗАБЛУЖДЕНИЯ МНОГООБРАЗНЫ ПО СВОИМ ФОРМАМ.
Заблуждения следует отличать от лжи — преднамеренного
искажения истины в корыстных интересах — и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации. Если заблуждение — характеристика знания, то ошибка — результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности:
Слайд 47 ИСТИНА — ЗНАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, СОВПАДАЮЩЕЕ
С НИМ.
Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности —
в живом созерцании или в мышлении. Достижение истины — непосредственная цель познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной и др.)
Слайд 48 Современная трактовка истины, которой придерживается большинство отечественных философов, формулируется
следующим образом:
Истина - это
адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания
Слайд 49СВОЙСТВА ИСТИНЫ
ОБЪЕКТИВНОСТЬ: конечная обусловленность реальной действительностью, практикой и независимость содержания
истинного знания от отдельных людей
ИСТИНА ЕСТЬ ПРОЦЕСС, а не некий
одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного и относительного.
Слайд 50АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНЫ — это два необходимых момента одной
и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают
разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полные его отражения.
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА
- исчерпывающее знание о действительности в целом — гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему;
Слайд 51ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение
по мере развития практики и познания. При этом старые истины
либо заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями. Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности.
Слайд 52Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного
моментов в истине.
ДОГМАТИЗМ преувеличивает значение устойчивого момента,
РЕЛЯТИВИЗМ —
изменчивой стороны каждой истины.
Слайд 53Истина субъектна, т.е. она не существует вне и помимо деятельности
людей. Но одновременно она носит объективный характер, ибо ее содержание
(правильность отражения человеческим сознанием реальности) не зависит от сознания человека и человечества.
Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Так, любой экономический постулат имеет истинную значимость только в рамках определенных социально-экономических условий, игнорирование которых ведет к заблуждению и откровенной лжи.
Слайд 54ИСТИНА ВСЕГДА КОНКРЕТНА. КОНКРЕТНОСТЬ — ЕЩЕ ОДНО ВАЖНОЕ СВОЙСТВО ИСТИНЫ.
значит, что любое истинное знание (в науке, философии,
искусстве и т. п.) всегда определяется в своем содержании и применении условиями данного места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно учесть как можно полнее и точнее.
Слайд 55КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
общезначимость (то, что признается многими людьми); то, что
является выгодным, полезным, приводит к успеху
прагматизм (от греч. прагма
— дело, действие); то, что соответствует условному соглашению
конвенционализм (от лат. конвенцио — договор, соглашение); то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов, и т. д.
Слайд 56Состав, структура и динамика знания.
Развитие философии, науки и других
форм духовной деятельности людей показывает, что любое знание есть единство
двух противоположных моментов, сторон — чувственного и рационального.
Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагружены, регулируются разумом.
Слайд 57
Структура знания
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
ВОСПРИЯТИЕ
ОЩУЩЕНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
МЫШЛЕНИЕ
Рассудок
(понятия, суждения, умозаключения, категории)
Разум
(система категорий, идеи, концепции,
теории)
Слайд 58ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ (ИЛИ ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ) осуществляется через органы чувств —
зрение, слух, осязание и др. Органы чувств — это единственные
«ворота», через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.
Слайд 59ОЩУЩЕНИЯ представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств
предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные,
играющие наиболее важную роль, слуховые, осязательные, вкусовые и др. Они, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа — восприятия.
ВОСПРИЯТИЕ — это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез отдельных ощущений.
Слайд 60ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы
чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда
относятся образы памяти образы воображения. В отличие от восприятия, в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных.
Слайд 61МЫШЛЕНИЕ — осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и
опосредованного отражения действительности, обеспечивающий на основе чувственных данных раскрытие ее
закономерных связей и их выражение в системе абстракций. Человеческое мышление органически связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной.
Слайд 62Выделяют два основных уровня мышления
РАССУДОК — исходный уровень мышления,
на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного
шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Главная функция рассудка — расчленение и исчисление.
РАЗУМ (диалектическое мышление) — высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постичь сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная задача разума — объединение многообразного, вплоть до синтеза противоположностей и выявление коренных причин и движущих сил изучаемых явлений.